Поколению 60-х - 70-х - 80-х посвящается. А.Брусницына.
Я гвозди плющил поездами
Я жег карбид и лил свинец.
А что в жизни этой видел, нынешний юнец?
Недавно мы с родственниками собирались по печальному поводу – ушла из жизни мама моего мужа, моя свекровь, которая последние десять лет жила в нашей семье.
Поминальный стол собрал немного народа. Обычно так и бывает, когда ушедший пережил всех своих знакомых и друзей.
Отдать дань памяти тётушке приехал племянник, двоюродный брат моего мужа.
Мужчины засиделись за полночь. Разговаривали о жизни. Вспоминали о том, как каждое лето проводили у бабушки в деревне, куда родители свозили целую шайку-лейку из четырех мальчишек и двух девчонок.
Среди прочего, особо теплые воспоминания были о том, как мальчишки играли в детстве.
Мой муж с братом с огромной ностальгией вспоминали, как они ночами бегали пугать самодельными пугачами бабку-соседку Иду. Когда соседка нажаловалась деду, что мальчишки ночами не дают ей спать, дед объявил операцию: «Прощай, оружие!». Он забрал все пугачи, что были сделаны у мальчишек, и запрятал где-то в доме.
Прошло время, все выросли, давно уже нет деда с бабушкой.
Сердце какого мальчишки не ёкнет сладко при виде этой картинки? Пугачи из детства.
Однажды, когда наша старшая дочь еще была маленькой, мы с мужем и его отцом ездили на родину свёкра в деревню. Мой муж забрался на чердак и там, на окне нашел спрятанные дедом пугачи. С момента тех событий минуло больше двадцати лет. Надо было видеть глаза моего мужа! Они были пронзительно-глубокими. Столько в них было чувств от нахлынувших воспоминаний, такая ностальгия и печаль плескалась в глазах! Я прекрасно поняла его чувства.
Это пугач повторяет оин в один тот, что был у моего мужда в детстве.
Я тоже вспомнила несколько случаев из своей жизни. В моем детстве я частенько гостила у бабушки в Вологодской области. Через посёлок проходила узкоколейка, по которой возили торф для стекольного завода. Несколько раз в день по узкоколейке взад-вперед курсировал небольшой составчик под названием «Кукушка». И мы втихаря подкладывали на рельсы гвозди и монеты. Потому что потом из расплющенных гвоздей мальчишки делали заточки.
Расплющенный на рельсах гвоздь. Опасная игрушка из детства. И иметь такую заточку было очень престижно.
Узкоколейку разобрали где-то в начале восьмидесятых. Тогда же разобрали железнодорожный мост через реку. Рельсы сняли, а пролёты остались. И я где-то в свои лет 13-14 проверяла свое чувство самообладания тем, что ходила по разобранному мосту через речку. И никто мне не сказал, что я могу упасть и утонуть. Это было круто. И меня уважали за то, что я не боюсь высоты.
Я стою на разобранном мосту. Отчаянная была, ничего не боялась. Год, наверное, где-то 80-й.
Где-то в это же время я начала свои первые походы в лес за ягодами и грибами. Да, бабушка боялась меня отпускать, но, я смогла убедить ее, что со мной ничего не случится. И, действительно, всё было нормально. Я ни разу не заблудилась. Из всех опасностей в лесу однажды видела большую стаю крыс, перебиравшуюся по узкому мостику через ручей, да пару гадюк. Ни волки, ни медведи мне не встретились ни разу. Я не боялась, почему-то я была уверена, что со мной не может ничего случиться.
В этом году у нас стоит ранняя весна. Я вспоминаю такую же раннюю весну 75-го года. Почему я так запомнила именно этот год? Потому что в тот год ушел из жизни наш с сестрой отец. Было так же тепло, и мы катались на плотах по затопленному песчаному карьеру. И муж мой вспоминает, как в конце апреля 75-го года они тоже катались по затопленному котловану на плотах, купались, а потом грелись у костра. И никто нам не сказал, что мы можем простудиться и заболеть.
Мальчишки на плотах.
Мальчишки прыгали с сараек и гаражей. И самый шик был спрыгнуть и сделать сальто.
О том, что взрывaли карбид, плавили свинец и делали из него какие-то фигурки – все помнят. Как кидали баллончики в костер, тоже большинство в курсе. А так же жевали пек, который находили на стройках. Тоже все помнят.
В порядке вещей было уйти на несколько дней с мальчишками на рыбалку на далекое озеро. Никаких сотовых телефонов не было. И где наследники, родители знали только приблизительно.
Однажды с одним моим другом детства это сыграло злую шутку.
Он с друзьями уехал от города километров за 15 на озеро рядом с железной дорогой. Обратно возвращался через несколько дней на товарняке. Рядом с городом спрыгнул на полном ходу с поезда и разбился. Не насмерть, но, покалечился сильно. Его нашли прохожие, увезли в больницу. И никто не знал, что он в больнице, пока родители не хватились через неделю и не стали его разыскивать и нашли случайно в больнице уже после операции на позвоночнике. Все думали, что он до сих пор на рыбалке.
Действительно, когда начинаешь думать о том, сколько смертельных опасностей подстерегало нас в детстве, думаешь – как мы вообще выжили?
Конечно, кто-то и не спасся. Кого-то излишняя самоуверенность увели прямиком на клaдбище, но, таких было немного. Как-то мы знали, где проходит тонкая грань невозврата.
Я думаю, что такие игры учили преодолевать свой страх и пересиливать себя. Чувство опасности подогревало кровь, а адреналин действовал как веселящий газ, толкая на безрассудства. Кто прошел через это – выросли отчаянно-смелыми, не боящимися трудностей, легко могли выйти навстречу опасности и победить.
Мальчишки прыгают по льдинам. Тоже очень знакомая картинка из детства.
Конечно, родители боялись за нас. Ведь кто-то калечился, и не все выжили. Но, несмотря на то, что боялись за нас, понимали, что дети не смогут научиться выживать в этом, полном опасностей Мире, если не будут пробовать рисковать.
Сейчас смотрю на мальчишек. Есть и такие, которые, как и мы, в детстве, пробуют свои силы – лезут в лужи мерить их глубину, отчаянно носятся с горок на сноубордах и лыжах, прыгают с сараек в снег. Все дети проходят в этом возрасте период самоутверждения, когда надо доказывать сверстникам, что ты не слабак, что ты чего-то стОишь. В основном, все проходят этот период без особых потерь, перерастают его и выходят в юность уже с новым опытом и сформированным характером.
Мальчишки самоутверждаются.
Сейчас детей сильно оберегают. Родители пишут безконечные расписки о том, что они отвечают за жизнь и здоровье детей. Если ребенка отправляют куда-то, допустим, в лагерь или на конкурс, от родителей требуется нотариальная доверенность для сопровождающих. Все боятся, что с детьми что-то может случиться.
Мне кажется, большинство мальчишек из-за этого вырастает, так и не нюхнув в детстве жженого карбида, или не взорвaв бутылку с селитрой. Они не прошли этот этап отчаянного мальчишеского становления, как мы в детстве в эпоху СССР.
А кто-то так и проходил все детство с мамой за ручку, не пережил период инфантилизма и вырос неприспособленным к жизни.
Всё-таки, орлята должны научиться летать, и родители должны не мешать им в этом.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев