Школа выбрала меня
В 1965-м году пришла на район путёвка в пионерский лагерь «Орлёнок». Выбрали нашу 4-ю школу, а школа выбрала меня. Таким образом, я оказался первым школьником не только в нашей школе, но и в Окуловском районе, побывавшим в этом лагере. Пробыл там всю вторую четверть.
Сбор был в Новгороде, в Доме Советов. С области набралось человек десять. Ехали мы поездом до Адлера.
В дружине «Звёздная»
Сам лагерь находится недалеко от Ново-Михайловки. История лагеря такова. Когда Артек передали Украине, встал вопрос о собственном пионерском лагере в РСФСР. Был один на Дальнем Востоке, «Океан», и вот теперь – «Орлёнок». Первая смена открылась в 60-ом году, а мы приехали туда, когда уже стояли два корпуса по 500 мест для дружин «Звёздная» и «Стремительная», приёмный корпус, школа. Строились стадион и корпус дружины «Штормовая». Полное название - Всероссийский пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ "Орлёнок".
Корпус дружины «Звёздная» - это и был наш дом. Был он разделён на две части. Если смотреть на фотографию, в дальней части находилась старшая группа, а наша младшая - в ближней части здания. Вся лагерная жизнь проходила исключительно в этом здании, и школа никакого отношения к этому не имела.
Сам корпус казался огромным, конечно, в сравнении с нашим мелким ростом. Весь второй ярус занимали комнаты для сборов, занятий, кружков, а вторым этажом в ярусе были спальни по 10 или 12 человек. И холл, занимавший половину яруса и имевший выход на балкон. Балкон виден на снимке.
Жизнь в коллективе
«Орлёнок» был лагерем при ЦК ВЛКСМ, так что готовили смену будущих комсомольских активистов. Но за всю смену нам никто не сказал об этом ни слова, никаких политзанятий или лекций на эту тему не было. Трудно даже себе представить, сколько разнообразных конкурсов, соревнований, мероприятий и прочих пионерских и комсомольских дел нам предлагалось. И никогда не предлагалось какого-нибудь индивидуального задания, только вместе с коллективом. Вот я сейчас и думаю, что в этом было плохого или даже страшного и почему вдруг это стало считаться заорганизованным? Были трудовые десанты, ходили убирать территорию строящегося корпуса «Штормового». У нас не было уборщиц, каких-то дворников. Мы сами себя обслуживали.
О вожатых
Вожатых в каждом отряде было двое. Как они попадали в лагерь, не знаю, по комсомольской путёвке или студентами старших курсов институтов, тоже не знаю. Называли мы их по имени, но на «Вы» (справедливо). Отбор вожатых, несомненно, был, потому что контакт с ними установился с первых минут знакомства. Ещё одна деталь, о которой тебе должно быть известно, отношение было всё-таки разным. Вожатую мы любили, а вот второго из пары не очень, а когда он попал в больницу, и две недели его не было, на замену прислали другого. И вот этого, присланного всего на две недели, мы провожали со слезами, забыв даже и про нашу вожатую.
Легко ли стать первым
Если в обычных школах самым распространённым средством поощрения были дипломы и похвальные грамоты, то в «Орлёнке» таким средством являлись медали. Они были двух типов - спортивные и остальные. К этому остальному относилось всё, что выделяло ребёнка из общей массы. Это была и личная инициатива, и просто участие по принципу «кто первый вызвался», и, конечно, победа в каком-либо конкурсе, да много всего. Самые активные набирали больше десятка этих медалей. Так как я и активность имели мало общего, то ни одной медали мне получить не удалось. Зато в спорте я был на высоте В соревнованиях по лёгкой атлетике мне не было равных среди младшей группы всей дружины. Безоговорочное первое место по прыжкам в высоту и длину. Только по бегу была маленькая заминка: товарищу по отряду показалось, что его результат занизили, и он потребовал «перебежку». Опять остался недоволен и захотел, чтобы мы бежали вдвоём. Был он каким-то крутым чемпионом по бегу у себя в Ярославле. Правда, бегал он быстро, несмотря на довольно неспортивный вид. К финишу мы прибежали одновременно, но ничего это уже не изменило: я - первый, он - второй.
Как к нам гости приезжали
Приглашать гостей в пионерские лагеря для лекций и бесед – общая практика, но таким гостям, как в «Орлёнке», позавидуют многие лагеря. В нашей смене помню бывшую вожатую, которая летом 1965 года побывала в Чехословакии и много интересного рассказывала нам об этой стране. Общее впечатление запомнилось, а конкретное запало на всю жизнь, например, то, что оценки в школах считаются наоборот, «единица» - самая высшая, вот такой поразил факт.
Были в гостях два человека из отряда космонавтов. Фамилия одного была Волков. Я потом долго сопоставлял, не погибший ли это космонавт из троицы Добровольский, Волков, Пацаев? Я не уверен в этом, и узнать не представилось возможным.
Приезжали два молодых негра, студенты. Не помню ни страну, ни институт, с переводчиком или без, были они оба длинные, тощие, но с красивой фигурой и классической улыбкой, иссиня-чёрные. Конечно, не такая уж и диковинка была для нас, но видел я их впервые так близко. Мы были дежурными по столовой, и они сидели в отдельном маленьком зале, небрежно развалясь на стульях, с такими длинными ногами и, что самое интересное, с длинными руками, касавшимися колен. И светлые ладошки, что вообще для меня было невероятно, я потом долго гадал, а какие же тогда у них ступни? Мелочь, но трудно было предугадать, что останется в детской памяти и так надолго.
И самый главные гости лагеря - это Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Правда они были летом того года, но написали замечательную песню "Звездопад", ставшую гимном «Орлёнка». Именно этот факт оказался для меня очень сильным воспоминанием. В один прекрасный вечер при ясном звёздном небе наш отряд привели на пирс. И был рассказ очевидца этой встречи с композитором и поэтом, и была песня, мы, конечно, её знали и пели не раз. Представьте, вокруг море, огни «Орлёнка», чёрное небо со звёздами и песня. Я даже не помню совсем, был ли пионерский костёр, а эта картина врезалась в память.
Как я не стал жонглёром
Надо сказать ещё об одном интересном и неожиданном мероприятии. Не могу подобрать слово, но было организовано цирковое представление силами самих ребят. Дали объявление об отборе в труппу и чуть ли не весь лагерь прибыл на "кастинг". Принимали всех желающих, кто в какой номер хотел и я в том числе. В общем, я к цирку равнодушен, и до сих пор мне нравятся только жонглёры, фокусники, клоуны и музыкальные эксцентрики. И вот я решил, что буду жонглёром. В школьном спортзале, большом довольно, нас выстроили в круг примерно такой, как у нас в ДК вокруг ёлки, желающих-то много, и начали из центра кидать разные предметы нам в руки. Простой приём, но результат виден сразу. Я оказался в числе первых, кого попросили удалиться, оказалось, что рук у меня вообще нет. Разочарование было полным, задним числом, конечно, думалось, что лучше бы пошёл на отбор гимнастов, там у меня хоть шанс был Репетировали отобранные кандидаты недели две очень усиленно, немного по времени, но получилось вполне прилично. Репертуар не помню, но впечатление осталось очень хорошее.
О походах
Вернее, о пеших прогулках. В первые же дни была ознакомительная прогулка по лагерю с подробным рассказом об истории, объектах, службах и школе. Территория большая, экскурсия была долгой и интересной. Где-то в середине декабря была поездка в Сочи, но я туда не попал. Оставшимся в лагере ребятам устроили поход по берегу моря, тоже интересно. И тоже долго не мог понять, почему же на скалах осадочные породы располагаются не горизонтально, а под углом. Была одна прогулка в горы недалеко от лагеря, показали нам растения диковинные, помню кустарник такой с плодами, похожими на наш дурман. А конечной целью был дольмен. Просто стояла в лесу эта конструкция, о которой я ранее никогда даже не слышал. Никаких табличек, даже особых дорожек к дольмену не было. Тоже запомнилось. Полазали по нему, посмотрели в загадочное отверстие. Вот это все походы наши. Гулять в одиночку по лагерю разрешали, но за территорию - ни ногой, правильно, конечно, детей много, не уследишь за всеми.
Немного о медицине
Не могу сказать, что в отряде кто-то болел, народ был крепкий. Осмотры, конечно, были и, скорее всего, врачи были квалифицированные, не уровня Варвары Петровны, хотя она была человеком на своём месте у нас в школе. Помню такой факт, как один пацан из предыдущей смены с разбега влетел в стеклянную входную дверь, и вот это огромное стекло разбилось, и он сильно порезался. Так лежал в больнице прямо в лагере. Ещё два факта. Все в своё время видели фотографию с детьми, загорающими под кварцевой лампой. Именно такая картинка и была у нас. Мы стояли кругом у этой лампы в тёмных очках с руками за головой и запах помню. Ещё помню такой аппарат для лечения горла или облучения точнее. У кого были увеличенные миндалины, тому он был показан, я в их число попал. Трубка такая, берёшь её в рот и сидишь по времени. Вот из-за этих миндалин и не попал в Сочи, обидно было до слёз. Такая же трагедия случилась на шахматном турнире, когда в ответственной четвертьфинальной партии проворонил ферзя. Ужас, полная потеря смысла жизни.
Какая гадость – эта ваша черная икра!
Теперь как бы вдогонку о нескольких фактах, которые вспомнились и нашлись позже. Столовая в корпусе большая, даже трудно представить, человек на двести, наверное. Кормили обычной едой, но, видимо, хорошо, потому что внучка не узнала меня на фотографии, да я и сам таким упитанным никогда не был. Пару раз давали чёрную икру, что интересно, почти никто не стал её есть, чем заставили весь персонал качать головой. Второй раз, кажется, народ всё-таки отважился её попробовать.
На зарядку – становись!
Зарядка была на улице, как в армии, кроме плохой погоды. Этот ужас преследовал меня со школы и прекратился только после армии. Никогда не понимал пользы зарядки, но ладно, ещё ужаснее было обтирание мокрым полотенцем, прибегали в палату, там уже стояли тазы с холодной водой...
Школа пионерского актива
Все в лагере должны были пройти школу председателей совета отряда. У нас в отряде каждому досталось дня по три. Нашёл запись в записной книжке у себя. По-видимому, запись на сборе у председателя совета дружины. 413 человек в дружине. Воспроизвожу:
1) Обсудить в отряде случаи о пропаже разных вещей.
2) Защита фанпроектов.
3)Навести порядок в раздевалке.
4) В приёмном корпусе работает сапожная мастерская. Участникам концерта сбор после обеда.
О школе в «Орлёнке»
Если дома школа была немаловажной частью обычной жизни, то в лагере она не имела такого значения. Классы были небольшими, человек по 15, кабинетная система, чего в нашей 4-й школе ещё не было… Учителя были со всей республики, чуть ли не по конкурсу отбирались. Домашних заданий не было, тема урока и сразу опрос, потому и классы, наверное, маленькие были. Набирались с разных отрядов, какой-то системы не было, нумерация классов была просто по алфавиту. Наш 7-й класс был 7Г. И не по принципу одинаковых иностранных языков. В нашем классе были две группы - английского и немецкого языков и одна девочка с французским. Учителя, конечно, все интересные, но никого не помню, кроме учителя физики, потому что получил у него «5», просто ответив на вопрос, почему утка ходит переваливаясь. В принципе так и ставились оценки за урок. И, кроме как в школе, никакого отношения к нашей жизни в лагере они не имели. Ещё учитель физики, довольно пожилой уже, рассказывал нам о Вольфе Мессинге, как Мессинг выбрал его из зала и попросил у знакомого в зале загадать предмет. Учитель выбрал носовой платок, а платка у мужчины не оказалось. В общем, учителя, по-видимому, с нами не сильно парились, для них школа была так, командировка с отдыхом, тем более ученики ведь были не самые слабые. Четверть я закончил без «троек», что Борис Ефремович на линейке особо отметил.
***
P.S.1: Вот и всё, что знал и что вспомнил в процессе написания этих воспоминаний. А вспомнил даже то, что в принципе не могло вспомниться, но ты так умеешь настроить человека, что невозможное становиться возможным.
P.S.2: Последнее, чем хочется с тобой поделиться, это то самое размышление, о котором говорил тебе ранее. У меня в школе не было никогда до этого ни одной «тройки» в четверти, а вот в третьей четверти, сразу после лагеря, получил сразу четыре «тройки». Всю жизнь считал, что просто закончился период своевременного усвоения материала, но когда ты попросил меня вспомнить что-то об «Орлёнке», возникла новая версия происхождения этих «троек». Возможно, сказалось отсутствие домашних заданий, не было закрепления материала в той «лагерной» школе. И даже возникла конспирологическая версия: зачем нам глубокие знания, ведь нас готовили как комсомольских вожаков и выше. Ладно, Игорь, это бред, но не сказать не мог, тем более, мы видим, что творится с нашей школой сейчас.
И уж совсем последнее. Только мы пришли в школу в январе после каникул, как в классе прошло внеочередное классное собрание, по избранию меня председателем совета отряда. Представлял меня сам Борис Ефремович, все подняли руки – «за». Но, как оказалось, ничего нового в работу отряда я не внёс и осенью меня благополучно переизбрали. До сих пор несу в себе чувство вины за неоправданное доверие. В общем, никто и никогда в школе не вспоминал об этой поездке. Только Валентина Васильевна как бы ни к кому не обращаясь, заметила, что неплохо было бы написать о поездке в нашу районную газету, но я и этого не сделал. Хоть этим рассказом хочу снять с себя часть вины. Всё.
(2019)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2