5. Северосахалинские айну — только пять чистокровных представителей были зарегистрированы во время переписи 1926 года. Большинство сахалинских айну (в основном с побережья) были переселены на Хоккайдо в 1875 году японцами. Несколько человек (в основном в удалённых районах) женились на этнических русских, если судить по записям Бронислава Пилсудского[9]. Как племя вымерли, хотя ещё можно найти отдельных жителей с айнскими корнями.
6. Южносахалинские айну — после Второй мировой войны Япония эвакуировала почти всех айну на Хоккайдо. Отдельные изолированные представители остались на Сахалине[10]. В 1949 году насчитывалось около 100 айнов, проживающих на советском Сахалине[2]. Три последних чистокровных представителя умерли в 1980-х. Сейчас остаются только представители со смешанным происхождением (русские-айну, японцы-айну и нивхи-айну). Их несколько сотен, но немногие из них считают себя айнами.
История
Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.
Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.
Переселение на Камчатку[править | править код]
По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались. Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских)[11]. Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в ЗапорожьеУсть-Большерецкого района[12]. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.
Во время царского режима, айну было запрещено идентифицировать себя таковыми, в то время, как японцы заявляли, что все регионы, на которых обитали или обитают айны, являются частью Японии. Термины «Куриль», «Камчатские Куриль» и пр. использовались для обозначения этнических групп. В советское время люди с айнскими фамилиями высылались в ГУЛАГи и трудовые лагеря, так как считались японцами. В итоге, большое количество айнов поменяли свои фамилии на славянские.
7 февраля 1953 года начальник Управления Уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. К. Омельченко запретил прессе публиковать любую информацию о проживании айнов на территории СССР. Через 20 лет приказ был отменён[13].
Новейшая история
Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают. Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы)[14]. Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.
В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи[15][16][17].
В 2004 году небольшое айнское сообщество Камчатского края направило Владимиру Путину письмо, призывающее его пересмотреть возможность передать Курилы Японии. Также они просили признать японский геноцид айнов[18]. Сообщество утверждало, что их трагедия по масштабам может быть сравнима только с геноцидом коренного населения Америки.
В течение переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов[19]. В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Запрос был также отклонён[20].
Этнические айну Сахалинской области и Хабаровского края не организованны политически. Алексей Накамура сообщает, что в 2012 году в России отмечено 205 айнов (сравните с 12 людьми, отметившимися в 2008), и они, как и курильские камчадалы, борются за официальное признание[21][22]. Пока айну не признаны, они отмечаются как люди без национальности, как этнические русские или камчадалы[23].
Поэтому в 2012 году, и курильские айну, и курильские камчадалы лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера[24][25].
Сахалинские айну
Во время царского режима айну было запрещено идентифицировать себя таковыми, в то время, как японцы заявляли, что все регионы, на которых обитали или обитают айны, являются частью Японии. Термины «Куриль», «Камчатские Куриль» и прочие использовались для обозначения этнических групп. В советское время люди с айнскими фамилиями высылались в ГУЛАГи и трудовые лагеря, так как считались японцами. В итоге, большое количество айнов поменяли свои фамилии на славянские. Власти СССР убрали термин «айну» из списка национальностей, которые могут быть указаны в паспортах. Из-за этого детям, родившимся после 1945 года, невозможно было считать себя айнами.
После Второй мировой войны большинство айну, проживавших на территории Сахалина, были депортированы в Японию — 1159 или более человек, и только около 100 остались в России. Из тех, кто остался, только старейшие были чистокровными айну. Остальные смешали свою кровь с русскими. Последний из айну, Яманака Китаро, умер в 60-х, совершивсамоубийство после смерти своей жены. Пара была бездетной.
Усть-Большерецкие айну
Из 826 айнов, живущих в Запорожье, более 100 признали себя таковыми во время переписи 2010 года. Они — бывшие жители уничтоженных деревень Голыгино и Явино. На деле их количество гораздо больше, но есть некоторое нежелание со стороны самих представителей народа и переписчиков регистрировать национальность «айну». Большинство регистрирует себя как камчадалы или русские.
Среди семей, являющихся потомками курильских айнов — Бутины, Сторожевы, Игнатьевы, Мерлины, Коневы, Лукашевские и Новограбленные.
Айну семьи Накамура
Есть некоторая неопределённость, к какой подгруппе стоит отнести айнов этой семьи — к северокурильским, южнокурильским или камчатским айнам. Дело в том, что семья переехала на Камчатку с Кунашира в 1789 году. Кунаширские айну — южнокурильские. Они обосновались около Курильского озера, которое было обитаемо камчатскими и северокурильскими айнами. В 1929 году, после вооружённого конфликта, айны Курильского озера бежали на Парамушир. В то время Парамушир был под управлением Японии. Во время Курильской десантной операции Акира Накамура (1897 г. р.) был захвачен советской армией, а его старший сын Такэси Накамура (1925—1945) был убит в бою. Единственный выживший сын, Кэйдзо (1927 г. р.) был посажен в тюрьму, а позже присоединился к советской армии. После войны, Кэйдзо переехал в Корсаков и устроился на работу в местном порту. В 1963 году он женился на Тамаре Пыхтеевой, представительнице сахалинского племени айнов. Их единственный сын, Алексей (Асира) родился в 1964 году. Потомки семьи сейчас живут на Камчатке и Сахалине.
Последняя депортация айнов в Японию произошла в 1982 году, когда Кейдзо Накамура, чистокровный южнокурильский айн был депортирован на Хоккайдо после 15 лет работы на Магадане. Его жена, Тамара Тимофеевна Пыхтеева, была потомком айнов и нивхов. После ареста Кейдзо в 1967 году она и её сын Алексей (Асира) были высланы с Камчатки и направлены в город Томари на Сахалине.
Нет комментариев