Летчик ас, воевавший в 146 истребительном авиационном полку легендарного Семена Шестакова. К предпоследнему дню боев полка на Орловском выступе имел 13 побед, большинство из которых над суперсовременными истребителями немцев, а оставшиеся над новейшими высокоскоростными тяжеловооруженными бомбардировщиками Ю-88.
Летом 1943 года когда началась Курско-Орловская битва полк бросают прикрывать самый главный удар русских танкистов этого года (4-ю танковую армию генерала Баданова). Под крыльями пилотов Шестакова шло Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной - Бориловская танковая битва. А в небе творится сущий ад. По своим масштабам и напряженности воздушная битва лета 1943 года, кипевшая над Орловским плацдармом, не имела равных в истории Второй мировой войны. И именно в этой битве и участвовал наш астраханец. 7-я ИАД, в которую входил полк, была выставлена против самых матерых асов Геринга - 51-й истребительной эскадры «Мёльдерс» и 54-й истребительной эскадры «Зелёное сердце». Из трех тысяч самолетов вермахта, находившихся на советско-германском фронте, одна тысяча, т.е. одна треть, была сосредоточена на Орловском выступе в составе 6-го воздушного флота. Авиационные части пополнились новейшими моделями истребителей FW190 и модернизированными мессерами. Буквально Накануне Орловской битвы Гитлер нагло заявил, обращаясь к офицерскому составу: «Наша авиация, сосредоточив все свои силы, разгромит воздушную мощь противника, она поможет уничтожить огневые позиции артиллерии врага и путем непрерывной активности окажет помощь бойцам пехоты, облегчив их действия».
К 15 июля уже половина всех самолетов Геринга брошены против нашей орловской группировки, ад нарастает!
В небе над Орлом развернулась чудовищная воздушная война, равной которой до сих пор еще не было. Наиболее напряженные бои проходили к северо-западу от Орла. И именно в гуще этой мясорубки и оказалась 7-я дивизия. День за днем обе стороны теряют ресурсы, небо горит от боев и днем и ночью. Проклятье падает на самый молодий и слабый 89-ый ИАП и уже к 16 июля полк потеряв почти все свои самолеты первым из дивизии покидает поле боя. А впереди еще недели боев за орловское небо! День за днем стороны перемалывают друг друга. И казалось бы уже некуда дальше повышать градус...
Но в последний день июля происходит самая настоящая кульминация! Небо закипает от жестокой бойни. Это просто ад. Уже скоро, в серьезной стычке гибнет молодой, 24-летний ас Михаил Фарофонтов, забрав с собой в могилу, в районе Красной Зари, одного аса Геринга. Его друг, на год младше, Василий Федоров, так же ас, за полмесяца сбивший 7 вражеских самолетов тоже сбит, уже на земле вступает в неравный бой с табельным пистолетом в руке и бьется до последнего. Гибнут и други летчики дивизии. Удивительное везение показывает молодой летчик Николай Можеев, "Желторотик" Можеев как его называют некоторые писатели показывает чудо - валит новейший вражеский Фокке-Вульф и туда же отправляет "непотопляемый" Ю-88.
В жестоких боях 31 июля 1943 года Богатов сбивает еще одного немецкого аса на ФВ-190! Но и сам, как и многие выжившие в том бою, ранен. Он не в состоянии больше лететь и отправляется в госпиталь.
Но и немцы, в боях середины лета, так же несут колоссальные потери: убиты и выбыли командующие эскадр: оберст-лейтенант Ханнес Траутлофт, майор Рейнхард Зейлер(ранен), майор Герхард Хомут, гауптман Генрих Юнг, двадцатилетними "сопляками" из 146-го сбит ас, кавалера Рыцарского креста Йозефа "Пепи" Йенневайна (86 побед) из I/JG-51 и другие!
Наш, практически уничтоженный полк, уже не может вести бои. Лететь просто некому! Но приказ есть приказ!
И на следующий день, после чудовищной мясорубки, 1 августа, к молодому, но хотя и имевшему уже три победы, летчику Николаю Можееву в ведущие идет сам легендарный командир Семен Александрович Шестаков. Можеев крайне измотан, Шетсаков также. У немцев в воздухе против этой двойки имелась целая колода тузов, в том числе сбитый в один день с "Пепи" но выживший командир эскадрильи из той самой I/JG-51 еще один ас Люфтваффе Йоахим Брендель (командир 1./JG-51).
1 августа крайне измотанные летчики пропадают без вести в том же районе, где сбивает своего Фоккера астраханец. Сильно потрепанный полк выводится из битвы сделав свою тяжелую работу!
Впоследствии Можеев бежит из плена, а легендарный Шестаков навечно исчезает в тумане войны. По словам Можеева его взяли в плен с перебитыми ногами без сознания и он был не в состоянии бежать вместе с ним. Возвращается в свою дивизию и астраханец, но уже вместо 146-го в легендарный 1-й ГвИАП. С 30 сентября 1954 года Гвардии подполковник Г. С. Богатов - в запасе. Почил он в родной Астрахани 21 сентября 1983 года где и похоронен.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев