Конечно, при его воспитании было огромное количество страхов, переживаний, но, когда я оглядываюсь на свои детство-юность, от некоторых эпизодов начинают шевелиться волосы...
Девяностые годы были непростыми для всех, а для подростков на далёком острове Сахалин тем более. Сразу закрылись почти все пионерские лагеря, кружки и секции, многое стало платным и недоступным, поэтому, когда в школе предложили присоединиться к туристическому кружку, мы с подругой не задумывались.
Двадцать подростков от 13 до 16 лет, две учительницы физкультуры и два летних месяца в походах по дальневосточным таёжным лесам. Палатки, штопанные-перештопанные рюкзаки, нехитрый набор продуктов из круп, тушёнки и сгущёнки, никаких бытовых удобств – но всё равно мы так ждали эти дни! И только теперь я понимаю, насколько авантюрны и порой опасны были наши приключения.
Мы уходили в тайгу, в которой, кроме нас, на многие километры не было никого, а мобильных телефоном тогда не придумали. С собой только парочка сигнальных ракет, но ни разу ими не пользовались. Родители отпускали нас в эти походы на несколько недель и явно не стали бы переживать до намеченного срока возвращения.
Были у нас и травмы. Однажды парень колол дрова и по касательной прошелся топором по ноге, в другой раз из-за довольно сильного растяжения пришлось сворачивать с маршрута и прорываться к ближайшему населённому пункту с остановками каждые полчаса. А ещё как-то пробирались вдоль скал по верёвке – и она оборвалась прямо у меня в руках. Спускалась тогда практически по миллиметрам, проскальзывая туда, где меня страховали шедшие впереди.
Было дело, мы разбили лагерь, поужинали, собирались лечь спать, но услышали шум, а рядом – медведица! Да не одна, а с медвежатами. Побросали палатки, схватили то, что было под рукой, и рванули прочь. Ночь провели прямо на просёлочной дороге, боялись заходить в лес. Утром вернулись в лагерь, а там следы пиршества мишек: остатки ужина съедены, банки с сгущёнкой и тушёнкой надкусаны.
В памяти осталась и встреча с браконьерами во время путины. Тогда был сильный тайфун, дождь стеной третий или четвёртый день, палатки ставим, но разницы нет – что внутри, что снаружи одни лужи. И тут видим – оборудованная стоянка! Домики, печка топится, сухо и уютно. Обитатели – пять-семь крепких мужиков (теперь-то я понимаю, что с лагерным прошлым). К продрогшим и промокшим девчонкам отнеслись радушно: накормили, высушили, освободили нам целый домик для ночлега. Правда, чай у них был какой-то неправильный, горький, и тренеры запретили его пить. Ну и вообще – сказали, что не стоит никому рассказывать об этой встрече. Мы и не рассказывали.
Несмотря ни на что, наши приключения всегда заканчивались хорошо и потому вспоминаются с улыбкой. Хоть и ёкает сердце, стоит представить на том месте своих детей. Как всё-таки прекрасно, что современные походы проходят намного безопаснее!
Светлана (Татли), инструктор Школы «ЛизаАлерт», Санкт-Петербург
Источник: Школа «ЛизаАлерт»
#ИнструкторНаКаникулах
#ШколаЛизаАлерт #ЛизаАлертКострома
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев