5
(Продолжение)
Часть 3
Самым первым храмом Сухоложья очевидно следует считать церковь в деревне Брусянской. Деревня расположена в 2,5-3 км от места впадения реки Рефт в Пышму и можно сказать, что находится одновременно и на землях пышминских, и на землях рефтинских. История её полна загадок. Судит сами. Краевед Анатолий Афанасьев сообщает, что во время переписи населения церковных владений в 1679 году на территории будущей Новопышминской слободы значится всего два населенных пункта: монастырская (19 дворов) и митрополичья (менее 19 дворов) заимки. Митрополичья собственность появилась здесь следующим образом. В начале 70-х годов 17-го века тобольский владыка Корнилий (был на кафедре с 1664 по 1677гг.) объезжая свои владения побывал и на Пышминской заимке. Вероятно это первое архиерейское посещение нашего края. Место ему понравилось, и он попросил (или приказал) игумену Невьянского монастыря отвести здесь землю для Тобольского Софийского дома. В 1680 году земли митрополичьей заимки были возвращены в государственную собственность, так-так понадобились для строительства острога. И вскоре он был выстроен. Получил название - Новопышминский. Таким образом, не стало митрополичьей заимки. А где же монастырская?
Поскольку это самое старое поселение в здешних краях, то оно должно выделяться численностью населения и наличием молитвенного здания. Анатолий Афанасьев пишет, что уже 1662 на заимке существовала часовня, сгоревшая при башкирском набеге. Сгорела - должны были построить новую, да не часовню, а церковь. Население росло, а ведь кроме крещения, отпевания и других треб, без которых жизнь тогдашнего крестьянина была не мыслима, церковь отвечала за метрический учет населения. В монастырской заимке проживал и строитель - старец Давид, монах. К 1679 г. он уже умер, числился только его дворовый человек - Гришка Данилов Новокрещен. По переписи 1710 г. на территории Новопышминской слободы, как уже упоминалось, числилось две церкви. В слободской столице деревянная церковь была построена в 1697 г. Вторая церковь - Брусянская. Да уж не это ли деревня была той самой первой монастырской заимкой?
В подтверждение этой версии, кроме наличия храма, что уже выделяет это поселение, могут быть использованы и другие факты. Брусянская стоит на третьем месте (из 10 поселений) в упомянутой переписи по количеству дворов (Новопышминское - 60, Курьинское - 53, Брусянское - 48).
Манькова И. Л/ сообщает: «В Невьянском Богоявленском и Далматовском Успенском монастырях имела место практика обработки пашни наездом. В вотчине последнего в посельях, расположенных на большом расстоянии, были построены специальные казенные дворы “для приезду на пашни старцам и работным людям”». Были видимо такие дворы и в землях Невьянского монастыря. Тот же А. Афанасьев пишет, что при башкирском набеге в 1662 г. был сожжен и монастырский двор. Казенный двор в Брусянском, согласно переписи 1710 г, есть. Он мог быть монастырским, а позже - передан церкви, как имущество епархии.
Обращает на себя внимание следующий факт. По переписи Ивана Томилова, в слободе имелось три дома беглых крестьян - по одному в деревнях Брусянская, Рудакова (Рудянское) и Ершовая (Знаменское) . Эти деревни расположены компактно, в северной части слободы, на расстоянии километров 3 -х друг от друга. Может быть и беда у них общая? Ведь на остальной части слободы беглецов не было.
В описании Далматовского монастыря приводится факт вывода дворов монастырских, по именному указу, в Каменский завод в 1701 году. Далее: «По переписи князя Мещерского значится между дворами, выведенными в Каменский завод, несколько таких, кои найдены необитаемыми за побегом, вероятно, для того, чтобы укрыться в отдаленностях Сибири от всякого оброчного платежа».
Подробнее: https://asbest-gid.ru/news/istorija_khramov_i_prikhodov_na_reke_reft_5/2025-01-05-45710
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев