Святками называются дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним.
Традиция веселиться в этот период пришла на Русь из глубокой христианской древности. Верующие старались делать так, чтобы хорошее настроение было у всех – богатых и нищих, свободных и рабов, законопослушных и преступников, заточенных в темницах. Христиане Восточной Римской империи в святочные дни несли угощения в больницы и тюрьмы.
Про послерождественское веселье упоминают такие церковные писатели, как Ефрем Сирин, Григорий Нисский и Амвросий Медиоланский.
По причине остатков в культуре языческого наследия, многие русские веселились на святки не вполне благочестиво. Некоторые пастыри Руси, ссылаясь на постановления Четвертого Вселенского Собора, называли грехом не только святочные гадания, но и колядки вкупе с традицией наряжаться в странные костюмы и маски. Тогда крещеные любители неканоничного веселья придумали новое суеверие: начали делать крестообразные проруби на заледеневших водоемах и нырять туда в день Богоявления, якобы, смывая с себя все грехи, совершенные на святках. Церковь благословляет этот обычай каждый год молитвами и проповедями священников, приходящих к прорубям, но предупреждает, что грехи смываются только покаянием.
Языческое смысловое наполнение святочного веселья постепенно ушло, и русские стали похожи на своих благочестивых предшественников – на гуляньях все сословия будто бы превращались в единое целое. Радовались не только богатые и знатные, но и бедняки, и заключенные. До эпохи царя Петра Великого был обычай зажигать в каждом селении большой костер, напоминающий о Вифлеемской звезде. Его поддерживали до самого дня Крещения.
Самое популярное веселье – колядки – сохранилось, хотя они не так распространены, как в старые времена. Раньше русская молодежь собиралась по вечерам группами, все переодевались в зверей и сказочных персонажей, а затем шли колядовать. В медведя наряжали юношу, имевшего из всей компании самое выдающееся телосложение.
Ряженые ходили по селениям, смотрели, в каких домах горит свет и стучались в двери этих жилищ. Обитатели домов пускали гостей, после чего те пели тропарь праздника и песни на духовные темы. Потом начинали выкрикивать, собственно, колядки – короткие фразы в веселой интонации. Колядки восхваляли хозяина дома, чем молодежь выпрашивала себе вкусности. Членов семьи, к которой зашли ряженые, назвали "светлыми месяцами", "красными солнцами" и "чистыми звездами". Придумывали и более изощренные хваления. После песен и кричалок колядующие "пророчили" семье хороший урожай и прочие блага. Ряженые в качестве предупреждения пели также рифмованные шуточные угрозы тем, кто будет жадничать – мол, уведем корову и побьем горшки.
Зачастую кричалки были фристайлом-импровизацией, но существовали и популярные народные произведения этого жанра.
Самим словом "коляда" язычники называли празднование зимнего солнцеворота.
Была также традиция святочных вечерних посиделок – собирались всей семьей и звали как можно больше гостей. Рассказывали байки, сказки, загадывали замысловатые загадки. Разумеется, на столе было вкусное угощение.
Молодежь не только колядовала, но и устраивала пляски, каталась на санях и кидалась снежками. После святок на Руси в храмах всегда было много венчаний.
Некоторые дети и подростки занимались на святках "веселым" вредительством, называемым "баловством" – собирались в хулиганские банды и заколачивали снаружи двери домов, раскидывали дрова и творили прочие пакости.
Следующее святочное веселье – шуточная кража ценной вещи. Это обязательно должен был грабеж – открытое хищение имущества, сопровождаемое песнями и плясками. Похищенное вскоре возвращали.
Перед Крещением мастеровитые мужики не только вырубали прорубь, но и украшали ее ледяными узорами и барельефами.
Колядовать любил и царь Петр – при первом русском императоре были изданы государственные постановления, регулирующие святочные веселья. Всех, кто отказывался веселиться, было велено пороть плетьми.
В послепетровскую эпоху было время, когда святочные веселья запретили. Цель запрета – предотвращение пьянства, которое усиливает вероятность совершения преступлений. Разумеется, народ нарушал этот закон, поэтому его отменили вскоре после принятия.
Советский Союз запрещал все, что связано с религией, включая святочные увеселения. Хотя гулянья ушли из городов, они сохранились в деревнях. Обычай шуточного грабежа приобрел советскую забавную форму – угоняли один из колхозных тракторов, который, разумеется, вскоре возвращали на место.
Сейчас в России святочная увеселительная традиция постепенно возрождается: у храмов в день Рождества Христова устраивают игры, песни, пляски и угощения для всех желающих. Обитатели квартир реагируют на незваных ряженых, выпрашивающих угощения, не так агрессивно, как раньше. Возрождение святочных гуляний даже поддерживает государство.
Стоит ли в наши непростые времена веселиться шумно, или молиться за всех страждущих в тихой радости о Рождестве Христовом – пусть каждый решает сам. Наверное, правильно и то, и другое.
В любом случае, гадать нельзя даже в шутку и "понарошку", потому что это невозможно в принципе: грех – он и есть грех, и ничего веселого, не повреждающего душу, в нем нет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев