»
Чтобы правильно понять свою меру молитвы, нужно для начала научиться молиться. Не имеется в виду выучить молитвы, читать их правильно, произносить, прочитывать утренние и вечерние правила. Это совсем еще не относится к молитве и к вере молитвы.
Для начала, самое главное – нужно просто научиться обращаться к Богу с молитвой. Обучение происходит на основании одной очень короткой молитвы. Это основная молитва, которая звучит в храме, она состоит из двух слов: «Господи, помилуй!»
И здесь есть обращение, и есть то, что мы просим — помиловать, потому что как помиловать, Господь знает.
Но самое основное — как сделать так, чтобы эти слова были не просто некоторым речитативом или правильно произнесенным словосочетанием, а были именно молитвой.
Напомним, что для молитвы обязательны три условия.
Первое — это внимание.
Второе — это благоговение. Нужно себя поставить в то состояние, напомнить себе, что я сейчас посмел обратиться не к губернатору и не к президенту, и не к императору, а к царю мира и творцу вселенной, к Богу всемогущему. Я к Нему обратился, и Он меня слушает. Это можно делать только с благоговением. Нет благоговения при молитве – нет и самой молитвы как связи с Богом. Потому что неблагоговейная молитва не доходит до Бога.
Для молитвы основное — это связаться с Богом через молитву.
Третье — это покаяние. Я посмел обратиться к Тому, которого многократно оскорбил и предал своими грехами и всей своей жизнью. Если об этом вспомню, что я много раз нарушил заповеди и даже просил прощения, потом опять делаю то же самое, а сейчас смею обращаться.
И вот совокупность покаяния, благоговения и внимания при медленном совершении молитвы произведет само молитвенное действие.
И вот начинаешь упражняться в молитве:
«Господи помилуй! Господи, помилуй!»
У нас даже в молитвенных последованиях на это упражнение в молитве часто прерывается. То бывает три раза могут сказать: «Господи, помилуй!», то двенадцать, а то и сорок. И все прочее, которое мы произносим, оно должно быть с тем же самым чувством — с вниманием, с благоговением и с покаянием.
И вот в ту меру, в которую удается, имея эти три, молиться, это та мера, которую уже достиг. Все остальное является упражнением в молитве – еще до конца не имея, стараюсь. Если просто взяться за себя, поставить утреннее правило, вечернее, еще читаешь кафизму или две, и акафист, и все это пробубнил, не думая, отвлекся, то в этом мало пользы, а, боюсь, еще и много вреда, потому что человек может себе возомнить, что он молитвенник, и то, и вот это вот уже делает, а на самом деле ничего не имеет.
Поэтому мера наша измеряется тем, как и насколько получается мне молиться, имея в виду мое внимание, мое благоговение и мое покаяние. А в дальнейшем самому это видно. Не нужно торопиться и себе особенно давать обещания пред Богом в форме:
«С сегодняшнего дня я буду читать и это, и это».
Почему не нужно этого делать?
Потому что бывает благодатное дарование от Бога — желание молиться. Особенно в самом начале, когда человек неофит, хочется молиться целый день. И человек берет себе обет:
«С сегодняшнего дня я буду и то-то, и то-то».
А потом раз — Господь отнял этот благодатный дар. А вот теперь ты сам. И начинается уныние:
«Так много, я ничего не успеваю, а мне нужно еще и то и другое делать, и вроде нарушаю».
Не давай обещаний.
Есть возможность, есть дар молиться – молись, сколько он есть. Когда отнят – исполняй положенное правило. Есть утренняя молитва, есть вечерняя. Можно превозмочь и еще что-то прочесть, но всегда имея в виду вот этих три — внимание, благоговение и покаяние. Аминь.
Священник Валерий Сосковец»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев