Детство и юность мои связаны с Абагайтуем, так называлась сопка на которой в 1728г был основан караул для охраны российско-китайской границы.
Абагайтуйский караул постепенно заселялся, расширялся и образовалось село, которое состояло из трех частей – непосредственно сам караул, в котором была церковь. От церкви на северо-запад через луг на сопке-Торма. В Торме родился мой отец, тогда там было несколько улиц и погранзастава. В мою бытность сохранились только застава, комендатура и несколько домов. Жили в них Болотовы, Сенотрусовы. От церкви на северо-восток, через луг и ручей Кактуй располагался «Колхоз». После войны, в 1945г тоже осталась одна улица, на которой жили: Глотовы, Бабкины,Викуловы,Петровы,Галкины, Скорняковы, Ивановы.
Мы жили сначала в карауле , под сопкой направо от церкви, в маленьком домике, в котором раньше жила т.Таня Горбунова, папина сестра. Маму я запомнила очень рано, она, помню выделывала шкурки тарбаганов, запах был очень резкий, поэтому видимо и запомнилось. Потом из этих шкурок она сшила мне шубу и мы ходили на новогоднюю елку в школу, которая стояла по другую сторону сопки налево от церкви. В церкви в то время был клуб, шла борьба с верой и церкви разоряли, впоследствии ее и вовсе разобрали. В 2003г на месте старой церкви была построена часовня и памятный знак в честь основателей Абагайтуйского караула. Меня всегда удивляла моя мама, такая молодая она умела делать все - шить, стряпать, выделывать шкурки. Шила она все от трусов до телогреек. К каждому празднику у меня было новое платье, а у брата Леши новая рубаха. Воспоминания об отце тоже очень ранние, он работал в табуне и однажды привел домой совершенно дикого, необъезженного коня и стал его обучать. Забросил на коня недоуздок и заскочил на него верхом, а конь как понесет. Сколько он так носил отца по степи не знаю, но привел его отец уже присмиревшим, потом мы водили его к колодцу поить. Отец был в коричневой, шелковой рубахе, молодой и веселый. Он и по жизни всегда был таким, никогда не унывал, любил что-нибудь напевать и за рулем машины или когда плел плетень. «Поедем красотка кататься» или «Были сборы недолги» это его любимые песни.
В войну в некоторых домах сожгли не то что заборы, даже полы, у нас пол был, но крыша была дырявая, когда шел дождь, в доме тоже был дождь. Послевоенные годы были тяжелые, топиться было нечем, собирали коровьи «лепешки» , рубили тальник. Тальник сырой горел плохо, его разжигали бензином. Однажды я ночевала у бабушки, а Лешка полез разжигать печку, плеснул бензин, пламя полыхнуло, он испугался и убежал, хорошо хоть дом не сгорел. Летом варили на плите, сложенной в ограде, в чай кипятили в самоваре, там же и яйца варили. С едой было плохо, выручала речка , отец рыбачил и охотился, молоко и яйца были свои. Однажды на нашим домом пролетали утки и одна упала в наш огород, мама обрадовалась, отеребила ее, но утка была черная, видимо больная и пришлось отдать ее собакам. Когда отец стал работать на машине, он стал меня или Лешку брать с собой, и мы гостили то у т.Лиды в Забайкальске, то у т.Тани в Борзе. У мамы в то время уже родились Галя и Толя, Галя маленькая сильно болела, все время она кашляла, думали, что не выживет, но слава богу обошлось. У Толика видимо был бронхит, он даже летом ходил в теплой жилетке. Маме сильно доставалось, дети, хозяйство, но она никогда не ныла, все перетерпела и после еще родила Валю, Надю и Марину.
В 1954г. мы перехали в дом к магазину, он был побольше, светлый, веселый и теплый, отсюда я пошла в школу. Моя первая учительница Зоя Ивановна была очень злая. Однажды на арифметике Толик Провкин, неправильно решил, она ткнула его головой в тетрадь, все примеры(мы писали тогда чернилами) отпечатались у него на лбу, мы все покатились со смеху.
Воспитывали нас родители своим примером, маленькие шалости прощали или переводили в шутку, но за дело иногда попадало. Однажды отец уехал в Борзю получать бензовоз , его прежняя машина полуторка стояла в ограде. Я как старшая, решила, что старая машина теперь не нужна и подбила Лешку, мы взяли молотки и перебили фары и приборы в кабине. Досталось за это всецело мне, Лешка спрятался под кровать.
Детство у нас было хорошее, лето мы проводили на речке или на озере. Мальчишки строили плоты и мы плавали по озеру, рыбачили, купались, ходили в походы. Возьмем с собой хлеба и воды, на Луковой горе нарвем лук, сделаем окрошку и играем. Без шалостей конечно не обходилось, то в колхозный огород залезем, огурцов нарвем, то в поле уйдем за турнепсом, таким он нам казался сладким. Работать начинали рано, после 4 класса я уже работала на огороде в колхозе. Одно лето я была на сенокосе, дали мне хорошую лошадь Белогубку, однажды мальчишки устроили гонки, Белогубка как понесла меня, всех обогнала и остановилась только на таборе. Потом мне дали старую клячу, вот с ней-то я помучилась. Остальные каникулы до 11 класса, я работала на стрижке овец, зарабатывали какие-то деньги, потом нас возили в магазины в Борзю, или в лес за ягодой. Таким было мое детство и юность. В дальнейшей моей жизни было много людей, событий, но это уже совсем другая история.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 54