Его работа была столь безупречной, что имя 76-летнего агента было рассекречено лишь в декабре 2000 года, а большинство подробностей так и остались под завесой тайны.
Гево́рк Андре́евич Вартаня́н (в других источниках также: Варданя́н; 17 февраля 1924, Ростов-на-Дону — 10 января 2012, Москва) — советский разведчик, сотрудник Первого главного управления (ПГУ) Комитета государственной безопасности СССР (внешняя разведка), участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1984), полковник.
Нелегальная разведывательная деятельность Геворка Вартаняна и его жены Гоар (25 января 1926, Ленинакан — 25 ноября 2019, Москва ) продолжалась в десятках стран мира на разных континентах около 45 лет и остаётся в значительной мере засекреченной.
Широко освещена проведённая группой 19-летнего Вартаняна в 1943-м операция по срыву покушения гитлеровской спецагентуры на «большую тройку» — Сталина, Черчилля и Рузвельта в Тегеране.
Некоторую известность в открытых источниках получили также события послевоенной разведывательной деятельности супругов Вартанянов в Италии, Германии, Франции, Китае, Индии и США.
Работая против НАТО, Вартаняны специализировались на военно-политической разведке, в меньшей степени — на научно-технической.
За весь период нелегальной работы Вартаняны трижды меняли все свои персональные данные, включая гражданство.
Несмотря на то, что в 1986 году супруги Вартаняны окончательно завершили разведывательную работу за рубежом и вернулись в СССР, ряд политиков, военных и дипломатов, с которыми они контактировали на Западе, продолжают и после отставки оставаться публичными фигурами и заниматься общественно-политической деятельностью в своих странах.
По оценке коллег Геворка и Гоар по нелегальной разведке, «совершённое дуэтом Вартанянов столь многообразно и всеобъемлюще, что никогда не будет рассекречено».
«Техника ломается, а человека не сломаешь. Если только он не предатель. Моему поколению разведчиков не на что было опереться в техническом плане, потому люди более крепкие были, больше полагались только на себя, на свой внутренний стержень.
Но и сейчас разведчиков, которых мы воспитываем, учим: вы — всё, а техника — это пустяк. В разведке не получится по-другому. Это же не коммерция, где раз потерял, потом нагнал.
Разведчик, как сапёр, может ошибиться только один раз…
Если бы провалы были, я бы 45 лет не продержался и не вернулся чистым в Россию.
У нас провалы могли бы быть только из-за предательства. Можно многое предусмотреть и просчитать, но только не это. Тут не поможет никакая конспирация и ничего не спасёт, если предатель на тебя пальцем покажет».
Геворк Вартанян, 2010.
«Я мог вращаться на самой верхушке государства — там, где есть информация и те, от кого можно качать информацию. Благодаря этому государству, меня многие знали, и если я появлялся в другой стране, там знали, какое моё положение…
Почему нелегалу хорошо иметь личный бизнес? Потому что он свободен, сам себе хозяин.
Когда ты служишь у других, работаешь в какой-нибудь конторе с утра до 6 вечера, — у тебя и возможности ограничены, и нужные связи трудно заиметь. А когда твой личный бизнес — ты свободен, разъезжаешь по своим делам по всем странам мира…
Наши средства оправдывали наше существование, наши позиции, и связи все, и так далее. Благодаря тому, какие позиции ты занимаешь, тебя и принимают. Ты же не можешь быть сошкой в каком-нибудь учреждении, а потом вдруг залезать наверх…
Кому ты там нужен, кто с тобой будет дружить?»
Геворк Вартанян', 2007 год.
#К1
#РазведкаСмерш
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев