МАТРОС МУХА.
В годы СССР бытовало мнение, что моряки и рыбаки, работающие на судах заграничного плавания, имеют баснословные доходы, мол, и зарплата у них высокая, и валюту они получают, и заходы в иностранные порты у них есть, где они могут эту самую свою валюту трансформировать в модные вещи, которые потом можно подарить своим родным и близким, а можно и толкнуть где-нибудь на «черном» рынке по хорошей цене.
Многие люди и сегодня уверены, что в годы СССР один доллар стоил 69 копеек… ОДНАКО не все знают (или не все понимают?), что это является абсолютной неправдой, мифом советской пропаганды, выдумкой людей, которые не соприкасались с этой самой валютой.
Мы жили в уникальной стране, в которой даже валюта имела несколько категорий… К валюте первой категории относились свободно конвертируемые деньги – американские доллары, французские франки, английские фунты, западногерманские марки, и т.д. следом шло несколько категорий валют – деньги стран, входивших в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – была такая межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах, - в последнюю - пятую категорию - входили индийские рупии и еще несколько валют из стран арабского Востока и Африки.
Именно поэтому советским туристам, отправляющимся за границу в турпоездку, власти разрешали обменивать советские рубли в некоей пропорции – если едешь в страну капиталистического мира, в так называемые капстраны, то тебе меняли рубли на сумму, не превышающую 30-40 долларов. Т.е. на 30 рублей по курсу того времени. При поездке в социалистические страны (страны т.н соцлагеря), сумма обмена была значительно выше. Могли обменять и 200 и 300 рублей на одного человека.
Огромная часть советских моряков работала на судах, которые использовались в каботаже… Районы плавания были разными – Черное и Азовское моря, Каспийское море, Северный морской путь, Дальний Восток с всеми его портами, островами и заливами). А значит, ничего, кроме голого должностного оклада и какой-нибудь премии (за выполнение или перевыполнения производственных планов) у моряков, работающих там, не было. Должностные оклады моряков – по сути та же советская рабочая и инженерная «сетка». Оклад матроса (или моториста) второго класса – 70-80 рублей, у матроса (моториста) первого класса оклад был в районе 90-115 рублей. У командного состава (комсостава), оклады были чуть повыше, 110-130 рублей у младшего комсостава, 140-160 рублей у среднего и 180-220 и выше рублей у старшего комсостава. У моряков, работающих в районах (или приравненных к нему) Крайнего Севера еще были т.н. «полярки» - районный коэффициент, который мог каждые полгода прирастать к зарплате в виде дополнительных 10 процентов (но и этот рост не был бесконечным.
То же самое было и у рыбаков: оклады и премии. Разница была и среди моряков и рыбаков, которые работали на судах заграничного плавания. Моряки торгового флота за время нахождения в рейсе, который считался заграничным, помимо рублей, получали т.н. валюту в виде 22,5 процентов от должностного оклада. У рыбаков процент начисляемой валюты был разным – или 7 процентов от общего заработка, или 22,5 и даже 33 процента от должностного оклада.
Особо подчеркну, что речь идет о валюте первой категории… Если моряк по какой-либо причине не мог истратить причитающуюся ему валюту в иностранном порту, то эти деньги государство выплачивало ему в Союзе в виде чеков. Эти чеки в СССР всегда можно было продать (что являлось Законом, который мало кто соблюдал) советским гражданам (не обязательно спекулянтам) по курсу, который устанавливался «черным» рынком. А еще чеки можно было истратить в специализированных магазинах «Торгмортранса» (в народе их называли валютными, в городах на берегу Балтийского моря – «балтонами», в городах Черноморско-Азовского бассейна – «торгсинами», но все они имели одну единую вывеску – «Альбатрос».
Кроме того, моряки торгового флота СССР свою неистраченную во время загранрейса валюту могли положить на депозит… И уже в следующем рейсе использовать ее для покупки иностранных товаров.
Советские рыбаки по неизвестным для меня причинам такой льготы были лишены. Кроме того, во время заходов в инпорты, государство выплачивало рыбакам не всю заработанную ими за время своих длительных (по 6-9 месяцев) рейсов валюту, а лишь ее часть - в размере 20, 30 или 40 рублей (на пай). Остальную «валюту» рыбакам выплачивали в Союзе в виде тех самых чеков, чтобы рыбаки могли отоварить в магазинах «Альбатрос» или же просто сплавить кому-нибудь по выгодному (10-12 рублей за 1 чек) курсу…
В итоге получалось, что простой рыбак, допустим матрос первого класса, находясь в заграничном рейсе продолжительностью шесть месяцев, при условии, что ему платили валюту в размере 7 процентов от общего заработка, мог заработать от 100 до 200 инвалютных рублей (считай долларов). Из которых во время захода судна в иностранный порт для отдыха экипажа, ему могли выдать на руки от 20 до 40 инвалютных рублей, что являлось откровенной несправедливостью…. Хотя бы потому, что товары в иностранных портах продавались по ценам значительно ниже, чем советское государство продавало те же товары в магазинах «Альбатрос». Да и не всё там можно было купить в этих «торгсинах» и «балтонах».
ДАЛЕЕ ЧИТАТЬ ТУТ: https://proza.ru/2024/10/05/1750
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5