В семнадцатый год существования Ислама, на четвёртом году мединского периода Господь ниспослал следующий аят: «Нет принуждения в вере. Уже истинный путь отличили от ложного. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, уже ухватился за прочную вервь, которая не рвётся. Аллах — Слышащий и Знающий» (Сура «аль-Бакара», 2 / 256). После некоторых крупных побед это повеление Всевышнего становится щитом против смуты в только что созданном мусульманском государстве.
На протяжении всей истории человечества находились те люди, которые ради корыстных целей стремились любыми способами воспрепятствовать распространению Истины.
Всевышний в Коране говорит: «И вот назначили Мы каждому Пророку врагов-шайтанов — из числа людей и джиннов. Одни из них обращаются к другим с красивыми речами, обольщая [друг друга]. Если бы Господь твой захотел, они не стали бы так поступать. Так отвернись от них и не слушай их измышлений» (Сура «аль-Анам», 6 / 112).
Время от времени Всевышний Аллах повелевал Своим посланникам вести борьбу с врагами, но применять оружие только в самом крайнем случае. Они не стремились к власти и не грезили о богатых трофеях, поэтому не могло идти и речи ни о какой корысти или выгоде.
Несмотря на жестокие преследования и гонения, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) даже не помышлял провести в сражениях первые 13 из 23 лет пророчества. Известно, что ниспосланные ему в мекканский период аяты о джихаде не призывали верующих немедленно браться за оружие. Все насмешки, оскорбления, издевательства первые мусульмане переносили с большим терпением, верующие старались проповедовать свою религию только при помощи Слова Аллаха. Это неоднократно подтверждается описаниями джихада как в Коране, так и в хадисах. Целью джихада не является вооружённая борьба, но при необходимости оружие может препятствовать распространению зла и восстанавливать справедливость. Истинная же победа — это завоевание сердец с помощью слова и Корана, это отпор злу посредством высоких нравственных качеств тех, кто чтит и соблюдает законы Аллаха. Усилия этих людей называются «великий джихад» и описываются такими словами: «Не повинуйся неверным и упорно борись с ними при помощи Корана» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 52). Великий джихад — это борьба, которая ведётся при помощи истин Корана, через проповедование законов Аллаха и распространение правильного миропонимания. На протяжении всей своей жизни Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) выступал за этот метод ведения джихада, провозглашая истину ниспосланных аятов Корана красноречиво и лаконично. Это подтверждают все беспристрастные и авторитетные учёные в многочисленных трудах, которые стали достоянием мировых библиотек.
Именно мекканский период стал самым тяжёлым для распространения Ислама и воплощении в жизнь законов Аллаха. Несмотря ни на что верующие подвергались гонениям всё больше и больше. Первые мусульмане смогли распознать истинную религию и её благо для всего человечества. Ради неё они оставили свои дела и имущество, дважды переселялись в Эфиопию и один раз — в Медину. Эти самоотверженные люди не почувствовали принуждения в вероисповедании, в то время как враги Ислама пытались сломить их дух, заставляя свернуть с избранного пути и увлечься наслаждениями этого мира. Заложенное в Мекке понимание Истины укрепило их веру и избавило от необходимости применять иное оружие.
После десяти лет гонений на мусульман из Ясриба (позже Медина) в Мекку прибыли 6 человек, которым Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) прочёл аяты Корана и рассказал об Исламе. Они стали говорить друг другу: «Друзья! Воистину, это тот Посланник, о приходе которого рассказывали иудеи. Не дадим же им опередить нас в вере», — и, засвидетельствовав истину, стали мусульманами (Ибн Хишам, II, 38; ибн Сад, I, 219; Хасайми, VI, 40). Через год из Ясриба пришли уже 12 человек и попросили направить в этот город учителя. В ответ на просьбу Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) послал обучать людей Корану Мусаба бин Умайру и одного из первых уверовавших, Абдуллаха бин Умми Мактума (Бухари, Манакибуль-Ансар, 46). Вскоре, благодаря их красноречию и эрудиции в религиозных вопросах, в Ясрибе не осталось ни одного дома, в котором бы не ответили на призыв к Истине. Бывало, что в течение дня ещё до заката солнца всё племя обращалось в Ислам (Ибн Хишам, II, 43,46; ибн Сад, III, 604-605). По этому поводу Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Страны завоёвывались при помощи меча, в то время как Медина была завоёвана при помощи Корана» (Балязури, I, 6).
Еще год спустя в Мекку прибыли 75 человек, которые принесли присягу на верность Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и пригласили обосноваться в Ясрибе. Он вместе с натерпевшимися от многобожников мусульманами покинул Мекку и в надежде на лучшее переселился в этот благословенный город. Все дома, оставленные верующими, присвоили мекканские многобожники (Ибн Хишам, II, 79; Азраки, Ахбару Мекка, II, 244, 245). Уже после возвращения в Мекку мусульмане, видя свои покинутые жилища, спросили у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Неужели мы не вернёмся в свои дома?» На что он ответил: «Разве Акил бин Абу Талиб оставил вам ваши дома?!» Несмотря на то, что Пророк одержал над мекканцами победу, он не разрешил мусульманам возвращать незаконно отнятые у них дома, которые уже были проданы другим людям.
Только через 14 лет после начала пророческой миссии Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Аллах повелел мусульманам защищать свою религию с оружием в руках. В Коране существуют упоминания о том, что для достижения Истины необходимо «делать джихад на пути Аллаха». Но лишь малое количество аятов призывают верующих к открытому сражению, которое можно рассматривать как крайнюю меру для защиты своих прав.
Это относится и к битве при Бадре. Мусульмане решили вернуть незаконно присвоенное многобожниками имущество, посредством которого те обогатились, и захватить один из их караванов. Но караван изменил свой обычный путь следования и ушёл от возмездия. Многобожники сформировали в Мекке большое войско и двинулись на Медину. Приблизившись к её окрестностям, они не оставили мусульманам иного выбора, кроме как взяться за оружие. Сражение при Бадре закончилось победой правоверных. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ещё до его начала отправил к многобожникам Умара (радыяллаху анху) с предложением вернуться в Мекку с миром, на что Абу Джахль сказал мусульманам: «Пока не отомстим, не вернёмся. Мы поставим их на место!» (Вакиди, I, 61-65).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) никогда не допускал лишнего кровопролития, и в проведённых военных кампаниях смог взять под свой контроль весь Аравийский полуостров. В походах он наставлял солдат-мусульман держать свое слово, не переходить границ дозволенного, не нарушать соглашений, не убивать понапрасну людей, не трогать рабов, детей, женщин, стариков и монахов, не рубить деревья и не жечь дома (Муслим, "Джихад", 3; Тирмизи, "Сийер", 48). Мусульмане знали, что за все свои поступки будут держать ответ перед Аллахом, даже если станут притеснять безбожников. Поэтому они всегда поступали по справедливости.
Исламские принципы ведения боевых действий впоследствии стали применяться в мировой военной практике. Покорённые племена в массовом порядке пополняли ряды мусульман, уверовав и избрав для себя Ислам как истинную религию. Зияд бин Джаш, участник взятия Египта, рассказывал: «Мы собрались вместе с пленёнными египтянами. Затем к нам присоединились христиане. Каждому пленнику мы предоставили возможность выбрать свою религию. Избравшего Ислам мы приветствовали громогласным такбиром, который раздавался сильнее, чем при победе, и отводили на свою сторону. Избравшие христианство так же громко приветствовались христианами и отводились на их сторону. На присоединившихся к противоположному лагерю мы сразу же налагали подушную подать, однако это нас настолько огорчало, как будто к ним присоединялся один из нас» (Табари, "Тарих", I, 2582-2583).
В период этих военных кампаний Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) направил главам всех близлежащих государств письма с призывом принять Ислам. Воззванию вняли повелитель Эфиопии Наджаши, король Бахрейна Мунзир бин Сава, йеменский правитель Харис аль-Химйери и владыка Омана Джуленди. После того как он узнал о жизни и высоких нравственных качествах Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), он сказал: «Аллах дал мне возможность узнать Посланника этой уммы. Он не призывал ни к одному из благих дел, которые бы не совершил сам, сторонился всякого зла и запрещал его другим, являясь в этом примером. Он был верен своим обязательствам и всегда выполнял обещанное. Я абсолютно убеждён в том, что он является истинным Пророком» (Ибн Хаджар, "аль-Исаба", I, 262).
Именно в этот период Ислам получил широкое распространение. Чтобы завоевать сердца покорённых народов, мусульмане веками жили среди них и продолжают жить и по сей день. Если бы они использовали убеждение мечом, разве могло бы это повлиять на искреннее принятие людьми Истины?
Нет комментариев