Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин Саади Ширази — один из величайших талантов в иранской литературе. Он прославился как поэт, писатель и мыслитель.
Шейх Саади появился на свет приблизительно в 1203 году в Ширазе — центральном городе области Фарс на юге Ирана и там же почти 90 лет спустя ушёл из этого мира. Псевдоним «Саади» произошёл от имени попечителя будущего поэта — Саада ибн Зенги. Именно он после смерти отца юноши помог выходцу из небогатой, но высоконравственной семьи продолжить начатое в Ширазе образование.
Опекун устроил Саади в высшую духовную академию «Низамийя» в Багдаде, которую основал Низам аль-Мулх Туси — друг Омара Хайяма и придворный министр шаха.
Саади избрал путь духовного развития как адепт суфийского ордена Накшбандия. Его наставниками стали известные шейхи — Шахбуддин Сухраварди и Наджмуддин Кубра. Большую часть жизни поэт провёл в скитаниях. Став аскетом, он долго бродил по городам и странам. Другая причина, которая подтолкнула его к странствиям, — нашествие монголов на Иран в 1226 году. Тогда же был и низвергнут Саад ибн Зенги, покровитель поэта. Однако стихи, написанные Саади в то время, дышат юношеской любовью к жизни и её радостям.
Саади в течение 30 лет бродил как нищий проповедник-дервиш по странам Ближнего и Среднего Востока: от Сирии до Аравии, от Туркестана и Индии — до Магриба на севере Африки. Жизнь его была полна невероятных приключений. В Индии для спасения жизни Саади пришлось притвориться огнепоклонником-зороастрийцем, а потом бежать от стороживших его жрецов. Затем он добывал себе пропитание, читая проповеди в Дамаске и Баальбеке. В Сирии Саади устал от мирской суеты и решил уединиться в пустыне под Иерусалимом, но оказался добычей крестоносцев. Захваченный в плен, он носил кандалы и рыл окопы для крепости врагов мусульман в Триполи. Но плен у крестоносцев вскоре сменился другим заточением; некий торговец из города Алеппо за десять золотых монет выкупил поэта, чтобы женить его на своей некрасивой и сварливой дочери. Спасаясь от оков несчастливого супружества, Саади бежал в Северную Африку.
На родину, в Шираз, поэт смог вернуться лишь в зрелые годы. К этому времени он накопил огромный жизненный опыт, стал известным религиозным деятелем и свободомыслящим философом. Саади воспользовался благосклонностью и покровительством сына своего покойного опекуна, Абу Бакра, но отказался войти в круг придворных поэтов. Он выбрал личную свободу и независимость, поэтому поселился на окраине любимого города. Саади вёл полуотшельническую жизнь духовного наставника до последнего вздоха. О нём говорили: «Князья, вельможи и лучшие горожане являлись на посещение шейха».
Известность Саади получил благодаря «приятным стихам», написанным в 1230-1240 годы. Так сам автор называл одну из частей сборника «Куллият». Излюбленным жанром поэта стали газели, которые он писал на персидском и арабском языках. Лучшей из них считается «Караван». Это произведение отличается наибольшей лиричностью и музыкальностью.
Часто в своих лирических произведениях поэт использовал иносказания, чтобы завуалировать духовные состояния суфия на пути нравственного совершенствования. В «Караване» за лирическим портретом возлюбленной Саади скрывает образ Единого Всевышнего. Мастер слова в своих произведениях сумел соединить дидактику суфийской газели с красотой и образностью любовной газели. Каждый бейт в ней можно прочитать как в амурном, так и в философско-дидактическом ключе. Ему удалось соединить суфийский аскетизм с повседневной житейской мудростью, сделав свои произведения «учебником» высоконравственной, духовно чистой жизни.
Признание и слава пришли к Саади после появления поэмы «Бустан» («Плодовый сад», 1257) и сборника притчей в стихах и прозе «Гулистан» («Сад роз»,1258). Оба сочинения посвящались правителю Шираза — Абу Бакру ибн Саади (1226—1260).
В десяти главах поэмы «Бустан» в стихотворной форме изложена суфийская философия и этика, которая подкрепляется занимательными притчами и рассказами. По глубине поэтического чувства и по высоте нравственных идей «Бустан» — одно из величайших произведений всей суфийской литературы. Однако шедевром, вышедшим из-под пера Саади, стал «Гулистан». Это произведение во многом перекликается с предыдущим, но написано более просто. «Гулистан» и по сей день составляет до сих пор настольную книгу каждого перса и с детства заучивается в школах. Этот сборник имеет своеобразную прелесть народного стиля, потому что пересыпан множеством пословиц и поговорок.
И если в «Бустане» Саади приводит рассказы и притчи, рассуждая о качествах идеального правителя, то в «Гулистане» он воспевает чистоту высоконравственного человека и красоту его духовных чувств — своеобразный моральный кодекс.
Многогранный талант Саади оказал огромное влияние на мировую литературу и развитие духовности человека. Поэт подчёркивал важность самосовершенствования: «Если вы сами не будете порицать себя, то не сможете принять порицаний от других». Он обращался к эгоистичным ученикам, которые любой ценой стремились к саморазвитию и не желали считаться с потребностями окружающих: «Человек, занятый лишь собой, не может быть ни братом, ни другом».
Саади написал много стихотворных и прозаических произведений, причём в качестве поучительных примеров очень часто приводил истории своих скитаний. Он испытал на собственном опыте всю бренность мира и солидарен с идеями суфиев Фаридуддина Аттара и Джалаладдина Руми, шейха Абд аль-Кадира аль-Джилани. Но, хорошо узнав привычки и слабости людей, Саади понимает, что далеко не все способны удалиться от мира и предаться исключительно созерцанию и размышлению. Поэтому поэт рекомендует аскетизм житейский: существовать в мире, но не привязываться к его соблазнам, сознавать его быстротечность и быть готовым лишиться земных благ.
Постепенно слава Саади вышла далеко за пределы Ирана. Адам Олеарий в 1651 году перевёл «Гулистан» на немецкий язык, благодаря чему Саади Ширази стал одним из первых персидских поэтов, известных в Европе. Его творчеством был увлечён Гёте и многие русские стихотворцы — Державин, Пушкин, Фет, Бунин. Так появились не только переводы произведений Саади, но и многочисленные подражания его манере письма. Под воздействием персидских классиков о загадочном Востоке писали почти все русские мастера слова.
Стихи Саади и сегодня не остаются без внимания: мудрость персидского поэта воздействует на сердца новых поколений, обладая утончённой воспитательной силой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев