Вооруженный конфликт на территории бывших Донецкой и Луганской областей Украины, начавшийся 7 апреля 2014 года с провозглашением ДНР и ЛНР, на данный момент условно можно назвать «замороженным»: если не брать во внимание отдельные мелкие стычки на линии соприкосновения, перемирие, достигнутое к 1 сентября 2015 года, соблюдается.
Деэскалация конфликта на Донбассе стала реальностью уже в самом начале противостояния, чему в большей степени способствовало учреждение дипломатических форматов «нормандской четверки» во время встречи лидеров России, Германии, Франции и Украины во французском Бенувиле 6 июня 2014 года[1], а также Трёхсторонней контактной группы по имплементации I Минского соглашения[2] в сентябре того же года, спустя нескольких дней после поражения украинских войск под Иловайском[3]. Затем, уже 11-12 февраля 2015 года главами государств «нормандской четверки» было достигнуто подписание II Минского соглашения[4], связанного во многом с освобождением Дебальцево (ДНР)[5] от подразделений вооруженных сил киевского правительства[6].
Спустя почти полтора года с начала кризиса встает вопрос об определении реальных интересов и роли России на Донбассе в части урегулирования конфликта между народными республиками и самопровозглашенным киевским правительством. Ответ на данный исследовательский вопрос позволит объяснить позицию и действия России с сентября 2014 по февраль 2015 года, когда формировались институциональные основы разрешения конфликта, а Донецк, Луганск и Киев в ускоренном темпе занимались нациестроительством на контролируемых территориях.
Данная хронология выбрана в связи с тем, что в период после т.н. «революции гордости» ноября 2013 — февраля 2014 года до битвы за Изварино как на дипломатическом уровне, так и в плане информационного освещения событий Россия занимала реактивную позицию. Только с успехом народного ополчения и переходом власти от «московской» группы Бородая-Стрелкова к А. Захарченко в Донецке, и к И. Плотницкому в Луганске Россия встала на путь урегулирования конфликта на официальном уровне, до этого регионы российского пограничья в одиночку пытались найти выходы из кризиса.
С другой стороны, все события после Дебальцевского котла и II Минского соглашения необходимо объяснять не с позиции официальных властей Российской Федерации, сколько с точки зрения народных республик, ставших более автономными от какого-либо внешнего влияния, что связано с переоценкой в Донецке и Луганске роли Москвы как в разрешении конфликта, так и в будущем Донбасса.
В период между этими двумя важными вехами в истории вооруженного столкновения, действия России как продукция интересов официального Кремля оказали существенное влияние на умиротворение Киева и строительство нового Донбасса.
Раздел 1. Россия и Донбасс от «евромайдана» до Минска-1: от политики регионов к пробуждению Федерации
До событий ноября 2013 года интеракция между Россией и юго-востоком Украины происходила лишь на уровне межрегионального сотрудничества в рамках еврорегионов «Донбасс», созданного в 2010 году по инициативе В. Голубева[7] и «Слобожанщина», учрежденного в 1997 году при участии Е. Савченко.
В состав объединения «Донбасс» входили Воронежская, Луганская, Донецкая и Ростовская области, основной целью создания межрегионального института стала координация природоохранной деятельности, туризма и культурного обмена, также он внес вклад в экономическое оздоровление Донбасса и способствовал заключению соглашения между правительствами регионов о порядке пересечения госграницы.
В дальнейшем, к 2013 году еврорегионы «Донбасс», «Слобожанщина» (Харьков-Белгород), «Ярославна» (Курск-Сумы) были объединены в единую структуру. Новая организация, позже получившая название «Украинский фронт«, могла сыграть решающую роль на первом этапе украинского кризиса, но отсутствие политической воли украинской фракции только усугубило ситуацию[8].
Прежде чем говорить об украинском кризисе, необходимо обратиться к предыстории. Конец лета-начало осени 2013 года ознаменовалось конфликтом между правительством Белгородской области и Кабинетом министров Украины. Компании Shell и «Укргаздобычи» было предоставлено право на разведку месторождений сланцевого газа на территории Харьковской и Луганской областей[9]. Особенности технологии добычи данных полезных ископаемых[10] могли потенциально привести к экологической катастрофе в пограничной Белгородской области.
За месяц до начала «майдана», 13 октября 2013 года в парке Победы в Белгороде прошел массовый митинг против опасных методов добычи сланцевого газа[11]. Губернатор Белгородской области Е. Савченко обратился к премьер-министру Украины с просьбой о проведении экспертизы добычи сланцевого газа, однако Н. Азаров заверил, что добыча газа не нанесет ущерб экологии региона[12], а официальная Москва проигнорировала данные опасения[13]. В ответ было заявлено о возможном объявлении Белгородом эмбарго украинских товаров (на тот момент 30% украинского экспорта товаров и услуг в Россию приходилось на Белгородскую область[14]), однако этого не произошло ввиду начала волнений в Киеве и дальнейших событий. Инцидент с сланцевым газом стал одной из контекстных причин переворота в Киеве ввиду активного лоббирования проекта со стороны американского бизнеса, в частности сына вице-президента США Дж. Байдена[15], а соглашение об ассоциации с ЕС являлось той ширмой, которая была использована для внутреннего потребления.
Исключительно российские пограничные регионы, без помощи федерального центра, попытались предотвратить дальнейшее поползновение власти сторонников Евромайдана. 1 февраля 2014 года по инициативе М. Добкина в харьковском Дворце спорта был созван учредительный съезд общественной организации «Украинский фронт«[16], на котором приняли участие шесть тысяч делегатов со всех регионов страны, а также депутаты законодательных собраний бывших еврорегионов «Донбасс», «Слобожанщина» и «Ярославна». «Украинский фронт» планировал инициировать проведение референдума о федерализации страны, об окончательной отмене депутатской неприкосновенности и сокращении численности депутатов Верховной рады до 300 человек. Одним из первых решений Фронта стало создание народного ополчения, движущей силой которого стал Союз ветеранов Афганистана и организация «Оплот» Е. Жилина и А.Захарченко, будущего главы ДНР.
Продолжение статьи: http://evropazavtra.ru/sompetitions/proshedshie-konkursy/molodye-uchyonye-2017/spisok-rabot-uchastnikov-konkursa-2017/interesy-rossii-v-oblasti-uregulirov
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев