От вокзала-первая улица Линейная, а по ней-все ещё добротные, но уже почерневшие от времени первые дома для железнодорожников, построенные в начале века. Чуть левее-несколько двухэтажных дорожных домов более позднего периода. Кстати, весь жилой фонд дороги в январе этого года переданы собственность поселка. Пока ещё в ведомстве магистрали остаётся средняя школа, переживающая далеко не лучшие времена. Закрытый год назад садик перепланирован под жилье, но только две квартиры достались учителям. Бывший дом локомотивных бригад занял поселковый совет, тут же расположились магазин, фельдшерско-акушерский пункт. Клуб железнодорожников тоже передан на баланс поселкового Совета. Пока ещё бесхозной остаётся бывшая железнодорожная котельная, местные депутаты в январе решали вопрос о передаче ее в Боградский коммунхоз. Вопрос остаётся открытым.
Станция Сон в Боградском районе-единственная. Было время, она считалась погрузочной станцией второго класса, только в оборотном депо работало более семидесяти человек, на самой станции-50. Теперь картина совсем иная.
На ежедневную планерку к начальнику станции Тамаре Анатольевне Соглаевой собирается теперь вместо двенадцати, как бывало, только четыре человека: дежурный по станции, стрелочник, главный кондуктор да дорожный мастер-Владимир Михайлович Ходоренко. Дорожный мастер, невесело пошутил, что профессия путейцев стала теперь при массовых сокращениях на дороге престижной. Позже, добираясь с путейцами на рабочей автомотрисе до Шира, я понаблюдала, из чего складывается этот "престиж".
Узкая лента дороги так причудливо извивается среди нависающих с обеих сторон скал, что живу даёшься, как вообще возможно было в таких вот природных условиях проложить этот путь. Наш вагончик, набрав скорость, вдруг останавливался и как будто из-под земли появлялись люди, забрасывали к нам свои инструменты, сумки с едой... Потом вагончик снова останавливался возле какого-нибудь , на мой взгляд, сарая и мужики, спрыгивая с подножки, исчезали.
К сожалению, уходит то время, когда на дорогу шли работать целыми семьями. Татьяна Анатольевна Соглаева, имея двадцать три года профессионального стажа, мечтает, чтобы в их семье, наконец-то, появились родственники не железнодорожных профессий.
Татьяна-железнодопожник в четвертом поколении, прадеды ее и деды дорогу эту строить начинали. Родители Татьяны-Раиса Прокопьевна и Петр Сергеевич Шараповы-всю жизнь на транспорте. Мама-в железнодорожной пекарне, отец составителем поездов. Муж Татьяны Анатольевны, тоже из потомственных железнодорожников. Отец его был машинистом во время войны, мать-кочегаром. Теперь уже нет в живых ни Николая Семёновича, ни Зои Дмитриевны. Александр Николаевич, пока было на станции депо, 18 лет отработал машинистом. Теперь, как и его сестра, Зоя Николаевна Захарова -дежурный по станции.
Пошла было по стопам родителей дочь Соглаевых: так же как и мать, закончила железнодорожный техникум, однако разочаровалась и оставила профессию. Ну, что ж, каждому свое.
В кабинете начальника станции хранится Книга Почета тех ещё, советских времён, начатая в пятидесятые годы. Кроме паспорта станции, который ведётся с момента начала строительства, то есть с 1916 года, это пожалуй, единственный исторический документ, по которому можно проследить, кто работал в разные годы.
Когда на Восьмое марта собирали пенсионеров, а их здесь 17 человек, полистав книгу, многие вспомнили тех, кого и в живых уже нет. Записи забрасывали, потом снова вели, много фотографий не подклеенных.
В разные годы работали на станции стрелочница Валентина Петровна Тюшева, дежурный по станции Семён Михайлович Журба (теперь он в Абакане), оператор техконторы Анна Петровна Козлова, старший билетный кассир Галина Георгиевна Проявина.
До сих пор добрым словом вспоминают здесь Лилию Ивановну Барндык, много лет отработавшую начальником станции.
Сейчас, когда Красеоярская железная дорога готовится отпраздновать свой столетний юбилей, такие вот памятные вехи просто необходимы. Будь то Книга Почета, паспорт ли станции, обязательно эти документы надо превращать в летопись коллектива. Пусть не каждый день, но хотя бы каждый год обязательно фиксировать наиболее важные события. Ведь без памяти нет истории.
Взять хотя бы то же название станции. Не так велика её история, даже ста лет нет. Однако никто толком и не смог объяснить, почему станция и поселок носят такое имя-Сон? На этот счёт существует две версии. Согласно одной на месте станции была в стародавние времена какая-то заимка, где останавливались ночевать. По другой-станцию строил инженер Сонский. Какая из версий ближе к истине-неизвестно.
***
В любом случае самый неприметный населенный пункт имеет свою историю, в том числе и эта станция, мимо которой проходят всего-навсего два пассажирских поезда: Абакан-Москва и Абакан-Красноярск. Редко какой пассажир выходит здесь или садится. Но пока они есть, жизнь продолжается.
Надежда Плечикова 1999 год.
Статья из газеты "КРАСНОЯРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК"
***
Газета "Красноярский железнодорожник"
НИНА НИКОЛАЕВНА КОКАРЕВА
Нина Николаевна Кокарева, заместитель председателя совета ветеранов станции Назарово, 1 октября 2003г, в День пожилого человека, отмечает свой 75-летний юбилей. О возврате женщины говорить не принято, но она его не скрывает. Считает: не важно, сколько тебе лет, важно, насколько ты востребован в жизни. Нину Николаевну всегда отличала активная жизненная позиция.
Сначала жизнь того требовала, а теперь она и сама не представляет, как можно жить иначе.
Ещё девчонкой она работала на восстановлении Сталинградского тракторного завода, эвакуированного во время войны в город Богу, контролёром ОТК. Тяготы военного лихолетья вкусила сполна. Но, несмотря на юный возраст, работала ответственно, за что и была награждена отрезком шелка на блузку и долгое время ничего нарядный той блузки не было в ее скромном гардеробе. Потом барак, где ютилась Нина, закрыли на ремонт и она вернулась домой -на разъезд Таскаево, что в Новосибирской области. Вдохнула запах отцовской шинели, висевшей у двери-она пахла железной дорогой. Запах этот Нина любила с детства, как и саму железную дорогу. С нею она и связала свою дальнейшую судьбу.
Многие железнодорожные термины она знала с ранних лет, а когда отец, начальник станции, обучал прямо на дому старшую сестру Тамару-и ее подружек премудростям работы на дороге, Нина тоже, как губка, впитывала информацию. Когда после непродолжительной работы под началом отца она приехала в Богу к сестре, азам простейших железнодорожных профессий ее учить было не надо. Работала багажным весовщиком, конторщиком, нормировщиком, а после окончания курсов дежурных по станции стала работать самостоятельно на станции Болотная Новосибирской области.
Активную и напористую девушку заметили и Нина стала освобожденным секретарем комсомольской организации. На узле оказалось более пятисот комсомольцев. Хотя Комсомольская работа была интересной, учила общению с людьми, она стремилась вернуться к прежней профессии. Нравилось управлять непростым производственным процессом на станции, чувствовать ответственность, осознавать, что и от тебя зависит многое.
Станция Болотная находилась на главном ходу и движение там было очень интенсивное. Так что дежурная знай, разворачивался. Когда позже она вместе с мужем, тоже железнодорожником, приехала на Восточно-Сибирскую дорогу (сначала на станции Тигей и Сон, а в январе 1969 года в Нозарове), здесь дорога поначалу показалась ей "деревянной", но вскоре такое представление сменилось на противоположное: погрузить тысячу вагонов угля в сутки, как это было на станции Назарово в семидесятые годы-не шутка. Как заведущая товарной конторой она это хорошо ощущала. Совмещала при этом и должность товарного кассира по планированию.
Вслед за мужем, Андреем Семеновичем Кокаревым, Нина Николаевна ездила со станции на станцию, как нитка за иголкой. Муж в разное время был начальником станций Тигей, Сон, Назарово. Нина Николаевна возглавляла партийные организации. Правда, эту строку своей биографии она отметила скороговоркой: " Теперь не модно об этом говорить". Но партию из жизни рядовых коммунистов, как слово из песни не выкинешь, а вот о том, что отец ее был награждён орденом Ленина, Нина Николаевна говорит с особой гордостью.
Их династия из шести человек отдала железным дорогам более 250 лет. Более сорока лет железнодорожного стажа у самой Нины Николаевны.
Вплоть до выхода на пенсию она работала в товарной конторе станции, а в последние годы, с созданием на узле совета ветеранов, Нина Николаевна снова в кабинете, где и раньше работала, только теперь она заместитель председателя совета ветеранов.
Работа у ветеранов далеко не кабинетная. Каждую среду-заседание совета, посещение коллег на дому, а кроме этого, хлопоты о выделении материальной помощи нуждающимся, обсуждение с ними житейских проблем.
В день, когда мы договорились о встрече, Нине Николаевне едва удалось вырваться из дома. Сначала беседовала с председателем профкома станции Ачинск-2 о возможности получения путевок в профилакторий "Магистраль"для пенсионеров. Потом переговорила с дорожным советом ветеранов о предстоящей поездке на празднование Дня пожилого человека в Абакан. Соседки в очередной раз консультировались у нее о получении субсидии на оплату жилья, о том, куда и кому теперь надо платить за газ. Дело в том, что Ачинская НГЧ, на балансе которой числились два многоквартирных дома в Назарово, недавно передала их в муниципальную собственность. Нина Николаевна теперь председатель домового комитета. Вопросов по коммунальным услугам-хоть отбавляй.
Наконец нам удалось встретиться, а после подошли и другие члены совета ветеранов. Обсуждали предстоящий День пожилого человека, вносили предложения в сценарии праздника. Отдыхать Назаровский ветераны умеют, умеют и работать. Нину Николаевну как именинницу и юбиляра решили объявить на этот раз королевой осени. Ну чем она не королева в своей благодатной осенней поре?
Надежда Плечикова
26.09.2003.
"Красноярский железнодорожник"
Прошли десятилетия.
Вначале молодежь забыла про "точки". Люди стали жить пристойнее, появилась модная одежда, прически и "боевая раскраска" девушек. Молодежь потянулась к свету, чтобы "блеснуть", к чистоте, к магнитофонам, радиолам и усилителям. А что на "точке"? Пыль, темнота, гармошка и земля утоптанная-"шпильки" каблучков не выдернуть. Люди пошли в клубы, на дискотеки. Но молодежь ещё и не догадывалась, что танцует на дискотеках, она думала, что это-танцы "под радиолу".
В начале шестидесятых годов сонцы "забыли" про сабантуи, уединились. К середине 80-х молодежь перестала ходить на встречу к поездам, у неё появились новые приоритеты, новые веяния. Страна ещё не знала американского слова "секс", но это "новшество" уже стало внедряться. Секс помаленьку стал вытеснять высокое чувство-любовь. Догмой стало: "любовь без "траханья" невозможна, а по перрону ходить, взявшись за руки-смешно". Лучше идти в "шалман" и провести там вечер, а возможно и ночь.
Но жизнь брала свое.
"...Я всегда удивляюсь тому, сколько замечательных людей дал миру Сон, сколько же талантов (место, видимо, благодатное!) народилось, и самый главный из них-любовь к родному поселку, которая с годами не проходит, куда бы судьба не забросила сонцев. Ведь все Вы на свои встречи мчитесь со всех концов края и не теряете связи с родным Соном.
У поселка, я уже много раз убеждалась, свой особый микроклимат. Вот сейчас, вроде и не станция уже, а что-то вроде полустанка. Население поубавилось и безработных тьма, а живёт Сон, как и ранее, полнокровной духовной жизнью. Какие замечательные проходят вечера, встречи, традиционные праздники (особенно меня восхищают сонские ежегодные сабантуи!)
Сонцы стали у нас и инициаторами встреч молодежи соседних поселков. Они с концертами-к соседям в Пушное, а те с ответным визитом-в Сон. Обмениваются концертами, проводят спортивные соревнования, ездят друг к другу на дискотеки и оба поселка, замечу, в плане экономическом, на равных. В Сону кроме ЖД-ничегошеньки, и в Пушном хозяйство объявлено банкротом и ликвидируется, а народ духом не падает. Живучая всё же мы нация, как нас не гнут, ни крутят в бараний рог..."-так написала в переписке со мной Раиса Петровна Фролова-гдавный редактор"Родной земли"-газеты Боградского района.
Сонцы вновь возродили давнюю традицию-проводить массовые гуляния жителей. Это своеобразные праздники села, во время которых жители отдыхают и веселиться, не напиваясь, что вызывает большое удивление. Для сравнения, в 1970 году я был на празднике окончания весенних работ в Белграде, обеспечивал охрану правопорядка. Организаторы постарались! Все было великолепно: десяток коллективов самодеятельности, со всего района; спортивные состязания-их проводили райком комсомола и ДОСААФ; совхозы блеснули, они привезли свою продукцию: надменных быков, высокомерных баранов, презрительно глядящих на людей из кузовов автомобилей. Были песни, танцы, смех.
Вдруг неожиданно хлынул ливень! Как будто в небесном "пруду" прорвало плотину! Несколько тысяч людей мгновенно разбежались! Но на стадионе и на прилегающих полянах осталось несколько десятков валяющихся тел. Похоже, эти люди устали и сейчас отдыхают после потребления горячительного. Даже ливень не смог их разбудить. Жуткое зрелище! Так, наверно, выглядело Куликово поле вечером 1382 года. В Сону такого не бывало.
Так повелось, что эти праздники, в Сону, стали называть "Сабантуя и", Сабантуй-хакасский праздник окончания весенних полевых работ, а Сона-это Хакасия, но...в нем жило много татар. В общем, русским людям понравилось слово "сабантуй". В давние годы гуляния проводились дважды за лето: на День молодежи, который иногда совпадал с Троицей и на День железнодорожника.
Сейчас по инициативе Виктора Георгиевича Анциферова это мероприятие обрело второе рождение и его стали проводить как День села в День Святой Троицы. На этот праздник постоянно приезжают бывшие жители, которые по тем или иным причинам покинули свою "Малую Родину".
В 2005 году на этом празднике побывал и я. Потом, после праздника, в газете Боградского района "Земля РОДНАЯ" появилась публикация об этом гуляние. (Никитин Ю.И.)
Вот её содержание.
ПРАЗДНИК СЕЛА
Сто десять лет назад
Возник поселок.
Каким он будет?
Не знал, тогда, никто.
Селились люди, просто жили,
И каждый приносил что-то своё.
Ложились рельсы, строился вокзал,
Под насыпью дома вставали в ряд...
...Сменяют поколения друг друга.
Взгляните-сколько нас сейчас вокруг!
Ты, Сон, живёшь, хотя бывает трудно,
Свою дорогу, верю я, найдешь!
Н.Арчелова. (библиотекарь)
Доброй традицией стало у сонцев отмечать день села в великий христианский праздник-День Святой Троицы. По обычаю праздник Сабантуй проходит за селом на красивой лесной поляне. В этот особый день слились воедино четыре события; по данным летописи, селу исполнилось что десять лет, встретились выпускники Сонской средней школы через 35 и 45 лет, а также сердечно поздравили медработников села.
С утра засветило яркое, ласковое солнышко. На поляне взмыл вверх флаг, зазвучала музыка, раскинули ряды торговые палатки. Потянулся народ к заветному месту, закрутилась праздничная круговерть. Скучать не пришлось. Каждый нашел занятие по душе. Можно было поиграть в подвижную игру или ответить на заковыристый вопрос. Нашлось много охотников пострелять в тире, узнать свой вес, беспроигрышная лотерея предлагала свои призы...И наконец торжественное открытие праздника. Слова признательности и благодарности предназначались всем, кто трудится во благо села, облагораживает и славит его. Много доброго сказал начальник Сонского управления (так в Хакасии называют администрацию села-прим. мое Ю.Н.) Д.А. Саитгореев работникам АОЗТ "Тоннель", железной дороги", ЖКХ, школы, пенсионерам. Также награждены жители села, содержащие свои усадьбы в образцовом порядке.
На торжество было приглашено немало гостей. Поздравил сонцев глава администрации Боградского района В.К.Тоторов.
ИМПРОВИЗИРОВАННАЯ сцена на зелёном травяном ковре под голубым небом приковала к себе внимание зрителей, удобно расположившихся в тени лиственниц. Концертную программу открыли гости-Л.Г. Близнюк и Ирина Сухова. Они так раззадорил зрителей, что те пустились в веселый пляс.
Нет комментариев