ИМЕНИТЫЕ ЛЮДИ НАШЕГО СЕЛА
В 1902 году открывает дешёвую столовую для малоимущего населения Енисейска. Открывает первые детские ясли, частную школу.
Этот выдающийся вклад был отмечен: Енисейский губернатор Н.Агайгустов в 1905 году торжественно вручает ей золотую медаль " За труды по народному образованию".
Талант Веры Арсеньевна многогранен-она занимается и предпринимательской деятельностью.
В 1907 году в нескольких верстах от Минусинска с помощью инженеров А.Г. Яковлева и С.К. Щтейгера-Окулова ей удалось найти пласт угля и она организует его добычу. Была построена узкоколейная железная дорога до пристани на Енисейске. Вскоре Черногорским углем стали топить котлы на Сибирской железной дороге и речных пароходах.
Для удешевления угля она строит дорогу от Ачинска до Минусинска.
В 20-е годы она занималась в Минусинском округе получением и эфирных масел. Занималась исследованием вод Сибирских озер-так говорила в 2002 году на заседании Красноярского городского общества краеведов студентка 5-го курса исторического факультета Олеся Давидович (статья Ирины Тулаевой в КГ).
Лихие на перо "исследователи" когда-то называли Баландину "Енисейской Вассой Железной", а она не просто финансировала строительство железной дороги Ачинск-Минусинск, она принимала в этом деле личное участие! Она-магистр химических наук, активный член-учредитель "Общества врачей Енисейской губернии".
Уже после революции Баландиной было присвоено звание "Почетный железнодорожник"... Последняя её должность-заместитель председателя СНК. (А демократы плачут: "Всех капиталистов изничтожили"!)
Жители станции Сон Боградского района и станции Камала Рыбинского района-гордятся своим земляком Уронит Альбертом Викторовичем, Героем Советского Союза. Альберт Кронит проживал с родителями на станции Камала и учился в начальной школе. Затем его родители переехали на станцию Сон, где Альберт учился в Сонской средней школе. Впоследствии школа носила его имя. Отсюда же он и ушел в армию, в 1943 году поступил в Ачинское пехотное училище.
Мне рассказывал Плющев Валерий, со слов своей матери Плюшевой Анастасии Лавровны, учительницы Сонской средней школы, что семья Кронит жила в маленьком домике рядом с первой школой, а школа эта находилась неподалеку, наискосок от памятника погибшим коммунарам. Я там знаю только два маленьких домика. В одном располагалась кузня заготзерно, а в другом жили Авдеевы. Сейчас на том месте выстроена новая школа.
Отец Альберта в годы репрессий был осуждён как "враг народа".
В своих первых "сочинениях" я писал:
"Аркадий Петрович Гайдар, молодой паренёк, командовал отрядом ЧОН. Он громил банды "императора тайги" Ивана Соловьева и со своим отрядом посещал Сон. В 1954 году перед нами, учениками Сонской средней школы, выступила старушка. Она видела Гайдара в Сону, знала его и помнила весёлым человеком. Чтобы сейчас о нем ни говорили, а правда в том, что тяжело было разобраться в той сложной жизни. Отец не понимал сына, брат брата, а чужие люди и подавно. Главное, что Гайдар стоял за интересы трудового народа. Отряд его был в два раза меньше банд Соловьева и местное население, привязанное страхом, больше помогало бандитам.
"Хайда Голиков?"- в переводе с Хакасского: "Где Голиков?"-этот вопрос волновал многих. Его задавали каждый день и "белые", и "красные", и простые обыватели. Наверно, из Хакасии Аркадий Петрович привёз себе псевдоним-" Хайда-Хайдар-Гайдар".
Гайдар был честным, храбрым человеком и в трудную для Родины минуту он, не колеблясь, отдал свою жизнь. Его сын Тимура и внук-губошлеп Егорка оказались подлецами. Но, по-моему, это воспитание не Аркадия Петровича, а его жены и невестки. Не удалась у Аркадия Петровича семейная жизнь. Это чувствуется по его рассказам. Грустью несёт от всех его повестей и абсолютно отсутствует тема семьи. Есть сын, есть отец, есть посторонние люди, есть Родина, но нет "папа-мама-ребенок", что, в общем-то, естественнее. Я думаю, встретил бы Аркадий Петрович своих сына и внука. Нашел бы он, что им сказать. Но, вероятно, выпорол бы сына нагайкой, а внука вообще повесил бы на осине.
Вслушайтесь, я как-то неумело оправдываю Аркадия Петровича, а дело в том, что к тому времени была написана книга-чернуха писателя Владимира Солоухина "Соленое озеро".
В ней пасквилянт приводит такие дикие факты:
Голиков в одном месте 76 человек построил и расстрелял лично из пулемета.
В другом месте он расстрелял из нагана в затылок 46 человек. Гайдар спросил: "Где Соловьев?"-и начал стрелять по безвинных. Потому, что они не сказали где, а, может и не знали. Гайдар не щадил никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. Он топил заподозренных в связях с бандитами в Солёном озере, в Божьем. В январе 1923 года он целую деревню загнал на лёд Большого озера и решил всех утопить, но оставил до утра, так как хотел "преподнести себе подарок" ко дню рождения.
За это его отозвали, сняли с должности, обследовали в "психушке", исключили из Партии и осудили.
Это только малая часть обвинений из книги"Соленое озеро ".
Мои дальнейшие "исследования" показали, что этого быть не могло.
Во-первых, Солоухин в Хакасии не был и "высосал из пальца"сюжеты. Он хакасские селения называет пилами, хоть в Хакасии нет видов, а есть аалы. Он пишет про озёра: Большое, Божье и не знает, что это одно и то же озеро. Божьим оно звалось во времена Гайдара, а Большим его назвали позже, по известным всем мотивам.
Во-вторых, Аркадий Гайдар воевал в Хакасии всего около трёх месяцев 1922 года и День рождения встречал в Красноярске.
Демократы-историки говорят, что про "зверства" Гайдара им ничего не известно, но заявляют, что такое могло быть и ссылаются на факты подавления "Тамбовского" мятежа. Это тоже наглая ложь. В Тамбове "зверства"были, там мятеж подавляли Антонов-Овсеенко и Тухачевский, и это одобрялись "Центром"во главе с Троцким.В Красноярске внесудебной расправы быть не могло-здесь "законность"соблюдалась лучше, чем в Центре. Известен случай. В 1922 году, незадолго до прибытия Голикова в Хакасию, коммунары села Денисов Рождественской волости узнали, что контрреволюционеры готовят восстание. Через несколько часов, ночью, бандиты собираются расстрелять активистов. Коммунары приняли решение: упредить и самим расстрелять, что и сделали. Руководитель Канского уезда-Яковенко и власти Енисейской Губернии, понимая, что иного выхода у коммунаров не было, все же их привлекли к суду. Так что Гайдар за самосуды поплатился бы жестоко.
И в Сону Гайдар не был-коммунаров в Сону соловьевцы расстреляли в 1923. Я не думаю, что старушка нас обманывала. Она, наверно, действительно видела красного командира (их с Соловьевым воевало, кроме Гайдара, ещё трое), а вот фамилию могла не знать или забыть и ей просто подсказали услужливые "знатоки".
НАША ШКОЛА
От читателей я получил серьезное замечание: "Почему я не упомянул о школе и ее преподавателях?"
Это не было моим упущением и это не изыскания краеведа, а попросту мои воспоминания.
Из Сона я уехал давно, почти сорок лет тому назад, а в школе учился ещё раньше, прошло уже сорок пять-пятьдесят лет. Естественно я забыл фамилии, имена и отчества, весьма уважаемых людей и очень не хотелось обижать тех, которых помню, но фамилии выпали из памяти. Замечание решил учесть, буду писать что помню. Пусть извинят меня те, кого я забыл.
В начале пятидесятых годов в Сону было много учеников. Учились в двух школах-большой и маленькой, в две смены. Маленькая школа располагалась на площадке теперешней школы. В ее классах ученики сидели по три человека за партой. В большой школе десять классных комнат были забиты также до отказа. Учились даже на сцене.
И того в школах было 26 классов, в каждом не менее 30-ти учеников. Потом с каждым годом число участников стало уменьшаться и к 1961 году нас осталось около одной трети.
Самым любимым учителем всех времён был Андрей Федорович Туров. Его любили до нас, мы его любили, его любили после нас, хотя он частенько мог "треснуть"большой линейкой по затылку, а уж ставя двойку он говорил: "Голова не работает, пусть ноги поработают" и оставлял возле доски стоять. Бывало, к концу урока возле доски стояло больше половины класса.
В начальных классах нас учили Журба Анна Ивановна и немного Елена Ильина. С пятого по десятый, с годичным перерывом, классным руководителем была Коростылева (Корнева) Полина Ивановна, она же у нас вела литературу. Это была видная женщина, в ней чувствовалась порода интеллигенту. Одевалась она строго и элегантно.
Французский язык нам преподавала Владимирская Людмила Федоровна. Она к нам была направлена из Ленинграда и всеми манерами, поведением и характером соответствовала истинной француженке. В школе она не прижилась, уехала и в 10-м классе у нас "француженкой" стала Коллегова Татьяна Дмитриевна. Она же, в 10-м была и классными руководителем. Биологию и химию вела пожилая женщина, Карих Валентина.
Хорошими преподавателями у нас в 9-м и 10-м классах были математик Герасимов Юрий Иванович и его жена Гертруда Васильевна, преподававшая физику.
Директором школы работала Васильева (Самойлова) Екатерина, а самой строгой была завуч школы Спивак Людмила Федоровна. Ее присутствие ощущалось даже спиной. Представьте, что творится на перемене, в маленьком коридоре, где находится больше сотни участников и если она появлялась, устанавливалась гробовая тишина, замолкали все, даже те, кто ее не видел. Уж если она кого вызывала к себе в кабинет, надолго тот ученик становился самым дисциплинированным в классе.
Я в Сонской школе появился в апреле 1952 года, заканчивал второй класс в маленькой школе. Класс был большой, более 45 человек, сидели по трое за партой. В третьем классе нас поделили на два параллельных-трудно учить такое большое количество учеников. В 5-м классе к нам добавились ученики из Тридцатого. Среди них была красивая девочка Толстикова Неля. Это в пятом классе она была красивая, а в девятом у нее появилось ещё одно достоинство-фигура, как у Людмилы Гурченко. Так, по крайней мере, видели мои глаза. В восьмом классе добавились ученики из поселка 308 км. Один из них, Витька Возьмин, "пацанок", был хороший математик и чемпион по шахматам: в школе, в районе, да и на краевых соревнованиях он занимал призовые места. Была и среди наших девушек знаменитость, как сейчас говорят, "звезда"- Пальщикова Вера, певица. Её сочный, звонкий, чистый, как серебряный колокольчик, голос звучал на всех концертах: школьных, клубных и районных смотрах. Конечно, она держалась воображулей, точнее мне так казалось, наверное, она была более взрослой. Валя Шувалова хорошо училась по математике. Заметной ученицей нашего класса была Спивак Неля-племянница нашего завуча. После 7-го класса она уехала в Усть Ербу к родителям.
В девятом наши классы "А" и "Б" об,единили-учеников осталось мало, многие уехали из Сона.
В десятом учились юноши: Стонт Иван, Лубнин Юрий, Буленков Виктор, Никитин Юрий, Гилев Валерий, Сальников Владимир, Кулеш Владимир; девушки: Толстикова Неля, Сорокина Валя, Пальщикова Вера, Донченко Галя, Шуватова Валя, Потеряева Галя, Медведева Тома, Кропоткина Катя, Дергант Тома, Борисова Зина, Бурина Люба. Это все, что осталось к "выпускному" в 1961-м году.
По разным причинам, до 10-го класса с нами не доучились: Бахматов Толя, Пантюков Витя, Фисков Саша, Саитгореев Ваня, Ваганов Лева, Стрельников Саша, Нужнин (имя не помню), и ещё много мальчишек и девчонок.
Конечно, кроме нашего класса в школе были и другие ученики, вот только мало их фамилий мне запомнилось. Хорошо запомнились Космачев Миша-лихой гармонист и первый заведующий школьным радиоузлом, Филатов Вася, так же гармонист классный, братья Байдуровы: Гриша и Володя. Девушки-красавицы из старших классов: Алла Ваганова, Неля Иванова, Валя Кондырева.
В 2965 году 11-летку окончил очень дружный класс.
В нём учились: Сивкова Нина, Сетина Люда, Зизевская Валя, Онзуль Нина, Буленкова Люба, Халявина Люда, Сурова Лида, Ефремова Тома, Гомер Фрида, Курагина Галя, Полежаева Люба, Иванова Валя, Храбрых Валера, Маковцев Юра, Ярицин Саша, Родыгин Витя, Чернояров Ваня, Савин Володя, Моисеев Толя, Луферов Толя. Эти выпускники все раз,ехались по стране, но не забыли своей малой Родины. Они постоянно встречаются друг с другом, вспоминают свою школу, свою деревню и даже проявили благотворительность-построили церковь. К этому можно относиться по разному-каждый имеет право на убеждения, всё это была реальная забота о некоторой части населения деревни.
Комментарии 5