Топоним "Сон" мог прийти к нам и из других языков. Недалеко от Орла есть станция Цон, очень схоже по звучанию: цон-сон. Если учесть, что некоторые народности при разговоре цокают, например псковичи вместо"Т" произносят "Ц" (здраствуйте). Люди, живущие на границе Московской, Ярославской, Владимирской областей вообще много букв заменяют буквой "Ц". Значит, возможно, что это слово пришло к нам из Древней Руси, а мы его потом под свой говор приспособили.
Есть ещё два топонима "Сон".
Это Карелия, там есть Сон-озеро, судя по названию, оно получило своё имя лет 700-800 назад, от русских славян, заселявших север. Они к местному финско-угорскому названию "Сон"прицепили свое слово "озеро". В Тянь-Шане есть озеро Сон-куль, что в общем, тоже Сон-озеро. Как это похоже: Сон-куль, Сон-озеро, Сон-речка. Значит, или финны или тюрки, но в тюркском "сон" означает "потом", "позже", "дальше". Выходит, Сон-речка, текущая в будущее или последняя речка.
И наконец, кетские племена могли дать такое название. Давным-давно кеты жили в тех местах, но потом были вытеснены монгольскими завоевателями на север и там сейчас много таких названий: Кан, Сим.
ПОЧЕМУ Ж ВСЁ-ТАКИ СОН
Версий существует много.
Был англичанин, владелец рудников Юлия и Улень. У него было три дочери: Юля, Соня и Лена. Вот по их именам и назвали деревни: Юлия, Сон и Улень.
Или ещё проще, был сэр: Ватсон, Уилсон, Карлсон не важно как, главное сон, он себя и увековечил.
Три вопроса: когда назвали Сон? Кто назвал Сон? И почему назвали Сон? Это три стороны одного треугольника. Решив одну сторону можно найти и две другие. Поищем вначале вблизи. Название могли дать проектировщики ветки Ачинск-Минусинск. Да, инженеры-путейцы люди, несомненно, талантливые. Они строят дорогу, а это путь в будущее. Были среди них и поэты, а мечтать в экспедиции, возле костра, можно сколько угодно, несмотря на холод, комаров и занятость. У них могло возникнуть красивое, поэтическое название. Но, как правило, они давали готовые названия: по имени или ближайшего села, или рядом текущей речки, или по кличке владельца урочища. Так удобнее.
Вот и в нашем случае придумывать имя станции не надо было: рядом текла речка, красиво названная Сон. Есть доказательства. Задолго до железнодорожного строительства, рядом с озером Шира, был улус хакасского бая Спирина-Усть-Сон, то есть село, стоящее возле устья реки Сон.
Ещё одно доказательство. В 1771-72 годах с научной экспедицией по Хакасии и югу Красноярского края проезжал П.С. Паллас и он обнаружил между реками Соном и Ербой "стойбища скудных во всем татар"-кайдинцев, которые жили далеко на Кызыре, за Енисеем. Потом они были переселены к своим баям. Их бай жил на реке Уйбат.
Как видно, речка и тогда Соном называлась.
Дать название могли и землепроходцы, открыватели новых земель. А земли эти существовали и были заселены задолго до первооткрывателей.
Поэтому чаще всего названия наносились на карту со слов местных жителей. Зачем изобретать велосипед, если на нем уже ездят.
Первое описание и нанесение на карту хакасских земель произвела экспедиция Мессершмитта. В ее составе картографом был пленный швед Табберт. Что же получалось: Табберт, "плехо" говорящий по русски, ведёт беседу с хакасом, совсем не понимающим русского языка. Между ними стоит "толмач", не очень хорошо знающий и русский, и хакасский языки. Получался "испорченный телефон": на одном конце говорят одно, на другом пишут другое. Хакасы говорят Ахбан, мы говорим Абакан, хакасы-Пюрю, мы-Биря, хакасы-Соря, мы-Ссора (Сора), Сыра-Шира, Сыралых-Сарала. Вся карта Хакасии имеет по два имени у одного объекта.
Озеро в пяти километрах от поселка Сон мы зовём Большим и ни один житель Сона не знает, что хакасы это озеро назвали ласково-Игеркель. Нет, Мессершмитт и Табберт не давали речке имя Сон. Речка была названа намного раньше.
В 1889 году в Монголии был найден памятник тюркского рунического письма восьмого века-КЮЛЬ-ТЕГИН. Это каменная Стелла, стоящая на захоронении тюркского полководца Кюль-тегина. На ней с двух сторон высечены надписи, которые содержат исторические сведения о Тюркском каганате: о войнах, набегах, победах. Надпись гласит, что в 710 году нашей эры тюркский полководец, каган Капанан (Мачжо), дядя Кюль-тегина, неожиданно напал на Хакасию перевалив через Саянский хребет.
"Проложив дорогу через снег глубиной с копьё"-(эту надпись со Стеллы воспроизводит Л.Р. Кызласов. "История Хакасии".1993год).
Хакасы отступили на север, чтобы, объеденившись, дать бой на естественном рубеже-таежных горах Батеневского кряжа. Хакасский каган Барс расположил на ночлег свое войско в таежном урочище, в верховьях реки Сон. Иными словами, в Цыганковом логу.
Барс-каган легкомысленно надеялся, что глухомань его спасет. Но тюрки оказались умнее,иу них лучше была организована разведка. Они напали на спящих хакасов и разбили их, Барс-каган был убит:
"мы разбили киргизский народ когда он спал. С их каганом мы сразились в черни Сонга..." (Л.Р. Кызласов. "История Хакасии". 1993 год)
Так что свое теперешнее имя речка Сон имела ещё 1300 лет тому назад и о ней знали в далекой Монголии.
На нашей территории хакасы живут уже около двух тысяч лет. Топоним Сон явно не хакасского происхождения. А чей?
Примерно, за три тысячи лет до хакасов,Ина этой земле жили люди европеоидной рассы. Во время раскопок возле Ербинской археологи нашли скульптурные и художественные изображения, сходные с культурой Месопотамии. В эпоху "бронзы" эти земли заселяли голубоглазые "динлины", были и "круглоголовые" монголы и другие этнические группы: угро-кето-и самодийскоязычные.
Есть все основания полагать, что не Африка, а Азия является колыбель человечества. В Азии впервые появились люди, которые затем расползлись по всему свету.
В древней стране, Индии, течет река Сон.
Река небольшая, средняя, около 900 километров длинной, частично судоходная. На ее берегах жили древние люди-цыгане. Они стали прародителями большой группы народов Азии и Африки. Удмурты и карелы, финны и эстонцы, молдоване и румыны, венгры и итальянцы, все эти народности говорят похоже, имеют общий, цыганский, язык.
Слово "сон" на этих и многих других языках означает-"звонкий", "танцующий", "поющий", " играющий".
СОН, (исп.son/лат. son?re играть, петь) 1. Афро-кубинский танец. 2. Кубинская песня
СОНАТА, (ИТ. sonata/лат. son?re звучать) Музыкальное произведение
ЗОНГ, СОНГ, а,м. ( англ. song пение, песня). Злободневная сатирическая песенка
SONORO ИТ. (соноро)-муз. громко.
COHAP-прибор, улавливающий звуки.
Наверно и наша речка когда-то была звонкая и играющая, танцующая и поющая. Основания для этого есть.
Речка бежит с крутой горки, перепад высот между Сонской водокачкой и мостом возле села Катюшкино составляет 240 метров. При таком уклоне, если воды много, то она бешенным галопом мчится по ущельям, быстрым фокстротом прыгает по перекатам, плавно, словно в вальсе, кружится в водоворотах.
По ее поверхности танцуют польку и краковяк буруны, а белая лохматая пена, как в медленном танго, жмется к берегам.
Река звенит, журчит, шипит и ревёт, она не умолкает даже зимой. Ровный гул, словно шепот, слышен из-под толстенного льда. Воды было, наверно, много, ведь Паллас пишет: " река Сон". Века истощили ее силы и люди постарались-вырубили леса, а в них рождаются ключики, сохраняются болотца.
Наверно, мигрирующие из Индии люди назвали речку "танцующей", а озера в Киргизии и Карелии "поющими", за их нрав.
Может быть они их назвали от точки, по привычке, вспомнив речки и озера своей такой далёкой родины?
Может быть, сидели в корьевых чумах, возле костра, долгими, зимними вечерами люди. Им было грустно, страшно, холодно. Старики рассказывали сказки о хорошей реке Сон, где они бегали ещё ребятишками. И речку, текущую рядом, они назвали тем же именем, она ведь им дала приют, стала им второй Родиной и от этих мыслей наша река Сон становилась теплой, радостной, родной.
А может быть так:
Зима, холодно. Долгий вечер. В чуме, возле костра, сидят люди. Возле чума бродят голодные волки. Люди их слышали, видели их горящие глаза. Но волки их не страшили, люди знали, что эти осторожные звери к костру не сунутся, будут просто, сидеть и бродить, ожидать, когда кто-нибудь отойдет. Но люди отходить не думали. Людей тревожило другое: недалеко появились новые соседи, которые ведут себя вызывающе. Всячески показывая свою силу. Неужели придется опять уходить с обжитого места, снова искать свободные земли?
В этот вечер в чуме было радостно, молодые охотники сумели изловить марала. Куски его мяса поджарили в углях костра и сейчас пировали. Нашлись досыта, разомлели от жары, от сытой еды, разлеглись на шкурах.
-Дед, а дед, расскажи что-нибудь -проконючил маленький пацаненок.
Деду и самому охота что-то рассказать, но и хочется, чтобы поуговаривали. Поэтому, выдержав паузу, дед начинает свой неторопливый рассказ.
Он говорит о теплой стране. "Много гор надо пройти, чтобы до неё добраться. Всяких, острых, как пики, с тёмными ущельями и заснеженных, покрытых льдом, с лысыми макушками изаросших лесом.
Там было хорошо- не надо кутаться в одежды из шкур. Там много еды-в реке водятся такие крокодилы, что если поймать, несколько дней всё племя будет сытым, а удавы! Если их нарезать пластиками, поджарить, можно накормить столько людей, сколько пальцев на обеих руках.
Там течёт красивая река Сон. Шумливая и говорливая, она пляшет, звенит, ревёт и беснуется, но пришлось уйти, пришли злые, чужие люди.
Здесь тоже хорошо. Много маралов, лосей, маленьких оленей-коз и река здесь красивая. Неужели и отсюда уходить придется?"
Люди деда слушают внимательно, но не все. Охотники устали и дремлют. Более старые уже слышали не раз эту сказку, но один человек слушает внимательно, широко разинув рот. Он не был хорошим охотником-слабый и неповоротливый, вызывал только насмешки своих сородичей. Он не был хорошим работником по домашним делам-мало ел каши. Он пел хорошо, любил говорить, умел выдалбливать на камнях рисунки зверей и птиц, другие непонятные, сородичам знаки.
В этот раз он внимательно слушал своего деда, а потом много дней долбил на скалах только ему понятные слова и став очень старым, сам рассказывал эту сказку внукам.
НАКОНЕЦ ВСЕ!
#ЮрийНикитин
Комментарии 2