очерк ЛЮТНЕВАЯ РОК-КАНЦОНА – РУССКИЙ «КРОССОВЕР» 1970-х гг.
На Западе популярность приобрёл музыкальный стиль – «Классический кроссовер» («Classical crossover»). Это – смешение двух и более стилей, сочетание классической и эстрадной музыки. В 2000-х годах «Кроссовер», якобы, был «завезён» в Россию. Почему – «якобы»? Да потому что – подобный жанр существовал в нашей стране ещё в 1970-х годах. Можно долго говорить об отечественном «арт-роке» («художественном роке», тоже – «кроссовер»!). Здесь и Александр Градский, и Виктор Зинчук активно потрудились. Я же хочу рассказать об удивительном произведении 1972 года, которое и сейчас очень популярно. Эта песня – яркий образец «Русского кроссовера». Именно – русского! Где чудодейственная (и, по сути, очень простая – любой школьник сыграет на гитаре!) музыка, имеющая четырёхсотлетние корни, звучит очень современно и сейчас. Самое важное – тут волшебный текст; не перевод – а Русская Поэзия. Я иногда слушаю представителей современного российского «Classical crossover»; поют они, как правило, заморские хиты. Оказывается, для наших «кроссоверных» исполнителей – проблема спеть русский текст! Редко появляются странные переводы известных песен западного «Classical crossover». В этих произведениях изначально были слабые оригинальные стихи – поэзия на Западе сейчас мёртвая. А в переводе на русский песни стали «сумасшедшими» – с точки зрения великого языка Пушкина. Поэтому я и решил рассказать о вечном произведении «Русского кроссовера». Ему в 2017 году – 45 лет!
Речь пойдёт о популярной песни, которую с молодых лет исполняет рок-музыкант Борис Гребенщико «Город Золотой» («Под небом голубым…»). Сказочная композиция прозвучала, в том числе, в 1986 году в культовом фильме «Асса». Все думали, что автор песни сам Борис Гребенщиков. В альбоме «Десять стрел» БГ написал: «Народная песня средних веков». Так он и на концертах говорил. На самом деле дело было так.
В 1972 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает пластинку «Лютневая музыка XVI – XVII веков» в редакции известного гитариста и лютниста Владимира Фёдоровича Вавилова (1925 – 1973 гг.). В том альбоме были такие произведения, как «Аве Мария» (композитор XVI века Джулио Каччини), и ричеркары Ренессанса в исполнении советских музыкантов. Произведения итальянского композитора Франческо да Милано (1497 – 1543 гг.) талантливо исполнил сам Владимир Вавилов. Среди этих лютневых шедевров – была одна «Канцона» («Канцона и танец»). Забегая вперёд, скажу: позже выяснилось, что автором произведений для лютни был не ренессансный Франческо да Милано, а сам Вавилов. Просто у Владимира не было другого шанса выпустить на свет белый свои творения. Поэтому – он и «отдал» авторство средневековому итальянцу. Вскоре, в 1973 году, советский лютнист скончался от онкологического заболевания (на пятом десятке жизни). Но его «Канцона», навеянная итальянской музыкой Средних веков, приобрела «жизнь вечную».
В 1972 году пластинку «Лютневая музыка XVI – XVII веков» купил ленинградский инженер-эколог Анри Гиршевич Волохонский. Он дружил с питерским бардом Алексеем Хвостенко, сам писал стихи и песенные тексты. Считался самодеятельным поэтом, нигде не печатался. Но ленинградские барды с удовольствием перекладывали необычные стихотворения А. Волохонского на музыку. Итак, Анри прослушал всю пластинку, восторгаясь лютневой музыкой. А «Канцона» врезалась в его память сразу и навсегда. Напевая чудную мелодию, поэт пошёл в гости к другу-художнику Борису Аксельроду (Акселю), любителю ренессансного стиля в изобразительном искусстве. Авангардист-художник демонстрирует Волохонскому свою новую картину «Небо на земле» по мотивам ветхозаветных преданий: «Смотри, Анри! Это – библейский Золотой Город над голубым небом. Название града – Небесный Иерусалим. А это – дивный сад, где гуляют животные невиданной красы!..»
Поэт был буквально ошарашен библейскими мотивами картины Акселя. А на слуху продолжала «вертеться» средневековая «Канцона». Вдруг лютневая мелодия и ветхозаветные сюжеты объединились. За 15 минут родились стихи. Впоследствии Анри Волохонский назовёт их «Рай».
РАЙ
Над небом голубым
Есть Город Золотой.
С прозрачными воротами
И яркою стеной.
А в городе том сад,
Всё травы да цветы.
Гуляют там животные
Невиданной красы.
Одно – как рыжий Огнегривый Лев.
Другое – Вол, исполненный очей.
Третье – Золотой Орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом
Горит одна звезда.
Она твоя, о Ангел мой!
Она твоя всегда.
Кто любит, тот любим.
Кто светел, тот и свят.
Пускай ведёт звезда твоя
Дорогой в дивный сад.
Тебя там встретит Огнегривый Лев
И синий Вол, исполненный очей.
С ними Золотой Орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
Анри, как заворожённый, прошептал стихи Акселю. Тот воскликнул: « скорее к Лёше Хвостенко. Он исполнит песню. Я хочу её сегодня услышать!» Друзья отправились к барду. И через пару часов Алексей Хвостенко под гитару спел «Над небом голубым…». Новая песня пошла «гулять» по Питеру. Помимо Хвостенко, её исполняли и Елена Камбурова, и Эрик Горошевский из театральной студии «Радуга». Кстати, эта студенческая студийная мастерская и сыграла судьбоносную роль в жизни «Канцоны «Рай».
В 1974 году в студии «Радуга» подпольно репетировала молодёжная рок-группа «Аквариум». Лидер коллектива Боря Гребенщиков дружил с Эриком Горошевским, совместно они записывали спектакль-капустник «Притчи графа Диффузора». На этом капустнике демонстрировалась и пьеса французского драматурга XVII века Корнеля «Саид». Эрик сказал Гребенщикову: «Боря, я тут у Лёши Хвостенко песню позаимствовал одну. Музыка средневековая, представляешь! Для «Саида» идеально подходит». Эрик под гитару спел БГ «Канцону «Рай». И лидера «Аквариума» эта песня глубоко «зацепила», он включил её в свой репертуар. Правда, изменил строчку «Над небом голубым…». Он спел в привычном для слуха варианте «Под небом голубым». А может быть, просто не расслышал…
Анри Волохонский вскоре эмигрировал в Израиль, имя поэта было под запретом. Бард Алексей Хвостенко тоже «подался» в заграничные края. А песня «Рай» исполнялась группой «Аквариум» на концертах. Правда, под другим заглавием – «Город». Конечно, Борис Гребенщиков не знал, кто авторы «Канцоны». Искренне считал: песня средневековая народная в переводе неизвестного переводчика. А после фильма режиссёра Сергея Соловьёва «Асса» музыкально-поэтический шедевр стал советским хитом.
Только в 1990-х годах Борис Гребенщиков познакомился с Анри Волохонским. Поэт сказал: «Я исключительно благодарен Борису. Он сделал песню столь популярной. Гребенщиков исполнил её тогда, когда и моего имени нельзя было называть. Да ещё и в фильме – в культовом фильме! Сердечное спасибо музыканту!». Однако Алексей Хвостенко сделал замечание: «Слух у Гребенщикова плохой. Не расслышал он первую строчку. Надо петь «Над небом голубым…» Лидер «Аквариума» отверг все обвинения в «плохом слухе» в одном из интервью: «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо бессмысленно. Рай можно найти и на земле».
8 апреля 2017 года из немецкого города Хорб-ам-Неккар пришло печальное известие: там скончался поэт Анри Гиршевич Волохонский (1936 – 2017 гг.). Узнав о смерти легендарного мастера слова, Борис Гребенщиков сказал: «Лучше песни «Город» я не слышал и не пел ничего. Человек, который написал такое гениальное произведение, должен остаться в истории русской музыки навсегда». Что ж, БГ абсолютно прав! «Под занавес» моего очерка назову ещё раз авторов шедевра:
Автор музыки – Владимир Фёдорович Вавилов (под впечатлением лютневых мелодий Франческо да Милано).
Автор стихотворного текста – Анри Гиршевич Волохонский (по мотивам ветхозаветных сюжетов).
Песня «Канцона «Рай» имеет разные варианты названия: «Город», «Город Золотой», «Под небом голубым», «Над небом голубым», «Над твердью голубой» (так называет песню Елена Камбурова).
Немного грустно, что ни на радио, ни на ТВ, никто ни разу не упомянул авторов песни, хотя транслируется она часто. Зато далеко не каждому посчастливилось написать произведение, которое знает и любит вся страна. Почти полвека прошло! Песню поёт уже совсем новое поколение. И последующее будет исполнять! Потому что столько людей вложили в неё самое лучшее, что у них есть. Всегда у людей будет потребность в свете, любви, в звёздном небе над головой. «Канцона «Рай» – образец «Русского Кроссовера». Здесь и классическая музыка, и эстрада, и мелодичный рок. И, как подчёркивалось во вступительной части очерка, - чудодейственная поэзия. Такой «кроссовер» хочется слушать вечно!
Владимир Бутов. 16 апреля 2017 года.
https://youtu.be/V6gNhhgZsSc
Нет комментариев