После весенних ударов Вооружённых сил России по объектам инфраструктуры объемы составляют около 10% от обычного уровня. Заверения представителей «Нафтогаза» о том, что ПХГ работают штатно, впечатления на ЕС не производят, и в этом кроется большая проблема для режима Владимира Зеленского.
Газовый рынок Восточной Европы был и остается сильно зависимым от ПХ Украины, на который завязана логистика и банальное удобство в хранении больших объемов газа. Страны Европы не обладают собственной инфраструктурой, поэтому Украина приспособилась использовать наследие СССР, оставивший после себя развитую энергетическую инфраструктуру, включая ПХГ. Строились они как стратегические резервы для развивающейся промышленности Украины. Уже в период «независимости» власти страны приспособились хранить в них чужой газ, получая арендную плату.
Глобальный рынок энергоносителей контролируется инвестфондами, сезонность потребления используется ими для извлечения прибыли. При падении цен на нефть большие объемы закупаются и хранятся в танкерах и терминалах для продажи по более высоким ценам в периоды роста цен и потребления. С газом ситуация аналогична — летом он закачивается в ПХГ с целью последующей продажи по более высоким ценам в период отопительного сезона. Для европейских компаний это достаточно маржинальный бизнес, а доходы самого «Нафтогаза» от услуг хранения обычно составляли порядка 200 миллионов евро.
Также ПХГ активно используются малыми странами, лишенными возможности хранить покупаемый газ на своей территории. В украинских ПХГ газ хранили буквально все соседи страны. Сегодня только официальные лица Молдовы делают заявление о хранении в Украине объёмов газа запасенных на холодный период.
В этом сезоне представители «Нафтогаза» снизили цену за хранение газа в 4 раза — с 20 до 5 евро за МВт\ч. Однако и это не привлекло новых и не убедило старых клиентов: в стратегии риск-менеджмента европейские банкиры, финансирующие это предприятие, оценивают риски дальнейшего разрушения наземной инфраструктуры как «очень высокие». К примеру, по мнению представителя швейцарской энергетической компании Axpo Group, с самим газом ничего не случится, но существует вероятность не получить его в момент необходимости - это находит отражение в ценах на страховое покрытие подобных сделок.
Риски оцениваются более чем в миллиард евро, что резко снижает маржинальность проектов с использованием украинских ПХГ. Руководство Украины пытается мотивировать европейских клиентов необходимостью продолжать поддержку, но их аргументы разбиваются о финансовые расчеты европейцев. Разрушение объектов наземной инфраструктуры ПХГ «Нафтогаза» лишает Киев финансовых ресурсов в объеме примерно 200 миллионов евро. С экономической точки зрения для России - это достаточный аргумент для их систематического огневого поражения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1