От авторов-составителей
В книге опубликованы архивные документы, касающиеся жизни 51 православного прихода Яренского уезда в XVII – XVIII веках, располагавшихся на территории современной Республики Коми, а конкретно на территории 9 административных единиц республики:
– Княжпогостского района – Веслянский, Княжпогостский, Ляльский, Онежский, Сереговский и Турьинский приходы;
– Койгородского района – Гривенский, Кажимский, Койгородский и Ужгинский приходы;
– Корткеросского района – Вишерский, Корткеросский, Небдинский и Подъельский приходы;
– Сыктывдинского района – Вильгортский, Зеленецкий, Ибский, Нювчимский, Пажгинский, Палевицкий, Часовский и Шешкинский приходы;
– города Сыктывкара – Усть-Сысольский приход;
– Сысольского района – Визингский, Вотчинский, Киберский, Межадорский, Палаузский, Пыелдинский и Чукаибский приходы;
– Троицко-Печорского района – Печерский приход;
– Удорского района – Важгортский, Венденгский, Глотовский, Коптюжский, Косланский и Пысский приходы;
– Усть-Вымского района – Гамский, Жешартский, Коквицкий, Оквадский, Усть-Вымский и Шежамский приходы;
– Усть-Куломского района – Деревянский, Керчемский, Мыелдинский, Пожегодский, Помоздинский, Ульяновский, Усть-Куломский и Усть-Немский приходы.
В книге использованы документы Московского, Вологодского, Сыктывкарского, Великоустюгского архивов.
Тексты документов XVII – XVIII веков приведены в современный вид: разделены на предложения, абзацы, расставлены по смыслу знаки препинания. Орфография в основном оставлена без изменений.
Книга включает в себя три части.
Первая часть состоит из 51 раздела, по числу изученных приходов. В каждом разделе представлены данные по конкретному приходу:
– Описи церковного имущества, переписи, всевозможные челобитные и пр.
– Состав причта прихода двухвекового периода.
– Список фамилий прихожан XVII – XVIII веков.
Во второй части книги читателю предложена 141 установленная династия священно- и церковнослужителей XVII – XVIII веков общей численностью 776 человек. Всего установлено 1124 причетника.
Самыми многочисленными династиями в рассмотренном двухвековом периоде оказались: Тарабукины – 28, Роспутины-Поповы – 24, Поповы (Пожег) – 18, Кокшаровы – 18, Тюрнины – 17 человек.
Третья часть книги содержит список из 340 использованных нами архивных дел. Содержание большинства документов представлено в первой части.
-----
Также из книги можно получить сведения по таким вопросам как: обучение причетников, местные топонимы, причины и последствия пожаров в храмах, зависимость населения от природных условий (весенние паводки, осенняя распутица).
Вот некоторые примеры таких сведений.
В 1769 году сыну священника Ульяновской церкви Гавриила Тюрнина Ивану было дано полгода «для приискания празднаго пономарскаго места и обучения по книгам читать». А оказалось «по свидетельству консисторскому не только по книгам, но тропарей и кондаков дневных чи¬тать совсем не умеющаго». За что Иван был наказан плетьми и отпущен «для приискания поно¬марскаго места, чтоб то данное время непременно обучился читать по книгам». А с отца его, священника Гавриила Тюрнина, за «нерадивого и беспопечного» отношения к обучению своего сына, «взыскать штрафу два рубли». И «если впредь сын его Иван плода не окажется в чтении, то за нестарание он, поп, будет отрешен от церк¬ви».
В документах много местных топонимов, дошедших через века до наших дней, но не указанных на современных картах. Так, с трудом расшифровывая древнюю рукопись 1690 года о монастыре на реке Печоре в московском архиве, нам встретилось словосочетание «Конашенский порог». Многие жители Троицко-Печорска знают о Конош-пороге на реке Печоре, который находится в 14 км выше поселка. Более трехсот лет это название передавалось из поколения в поколение рыбаков, охотников, сборщиков ягод и грибов.
Выяснение причины пожара в Мыелдино в 1779 году. «Сего марта 16 числа … из приобщенных учиненных допросов дьячка Федора Жаравлева и сторожа праздно находящагося из духовных Григорья Яковлева Портнягиных открылось, что озна¬ченная Предтеченская деревянная церковь в прешедшем декабре месяце згорела, якобы от разгоревшей трапезной печи по неимению при ней не точию железной, но и деревянной, заслонки. Почему и уповательном, что от при¬чины вылетевшаго из нее на пол с ыскрою угля. К тому же по неначеванию в ней в ту ночь по¬мянутаго сторожа…».
В 1778 году крестьянин Захар Малцов из деревни Мыргаибской просит разрешения отправлять церковные требы в деревенской часовне, т.к. деревня «от настоящаго Ибского Ильинского прихода состоит в дватцати трех верстах и к тому ж за рекою Елью и болотными местами, почему в вешнее и осеннее время в хождении в воскресные и праздничные дни на славословие Божие бывает немалое препят¬ствие, ибо учрежденнаго за помянутую реку Ель перевоза нет, других же приходов в бли¬зости не имеется».
-----
Надеемся, что информация, собранная в книге, послужит дополне¬нием ко всем имеющимся сведениям о церквях и причтах Коми края.
(Телефон и WHATSAPP для заинтересовавшихся – 89129620706. Вера Витальевна).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев