- Зачем?
- Потому что он умный.
- Если он умный, то зачем учиться?
- Чтобы другие тоже видели, что он умный.
- Кто конкретно должен увидеть, что он умный?
- Учителя!
- Учителя говорят вам, что он не умный?
- Нет, наоборот, хвалят. Но оценки же разные ставят. На этой неделе было три 3 и даже пара!
- А другие оценки были на этой неделе?
- Да, четыре 5.
- А вы их отметили? Акцентировали на них внимание ребенка?
- Ну как сказать, плохие оценки важнее, они показывают его промахи, как же я его хвалить буду? Смысла нет хвалить. Я ругала, папа ругал. Забрали у него планшет.
- То есть, вас не столько беспокоит его ум, сколько оценки?
- Нет, конечно! Но оценки отражают степень его ума.
- И как вам кажется, насколько он умный, согласно этим оценкам?
- Ой, ну вообще-то он очень умный, все так говорят. Но как же тогда оценки?
- Ага. Давайте разбираться: какая у вас цель? Развить ум ребёнка или чтобы хорошие отметки в дневнике были?
⏸
Пауза. Хорошая пауза, как я люблю. Ибо нет у меня советов, которые из вашего ребёнка сделают отличника. Зато внутри вас есть ответ на вопрос, как конкретно это сработает в вашей семье. Его-то мне и надо из вас достать.
▶️
- А ведь и правда. Я считала, что это одно и то же. И одно следует из другого. Если умный - значит, отличник.
- А сейчас что думаете?
- Ну получается, хорошую отметку ребенок получает за то, что хорошо понял материал, выучил его дома и показал в школе учителю, что он это знает.
Но это не показатель ума! Потому что он может не понять тему с одного раза. И это не только от него зависит... ой...
....
Да. Не всегда это зависит только от профессионализма педагога и способностей ученика. Ребенок мог плохо себя чувствовать. Накануне было соревнование или выступление, и организм не успел восстановиться после стресса и возбуждения. Заигрался и поздно лёг спать. И хорошо, если заигрался, а то ведь бывает, что уроки учил до 23 часов. А тема может быть сложной для понимания? Может, конечно. Учитывают в школе особенности темперамента, или склонности к математическим/гуманитарным дисциплинам? Как повезёт, да. Бывает конфликт у педагога с ребёнком? - опять да.
Ещё можно воз и тележку примеров привести.
И все это будет влиять на оценку!
Поэтому нужно разбираться и понимать, как работает голова ребенка. Что мешает. Как улучшить. Определяться - какая цель в семье: дневник всему миру показать и добавить бонус в копилку "я хорошая мать" или нарабатывать качество ума, стрессоустойчивость, работоспособность. Тогда вы не враги с ребёнком, а сотрудничающие стороны, работаете на одну цель, двигаетесь в одном направлении. Вам понятно, что вы хотите, и ребёнку понятно, что конкретно от него хотят.
Ловушки ума - вещь серьёзная. Потому что голову нам прошивают правилами в том нежном возрасте, когда мы особо не соображаем. Но они становятся основными нашими убеждениями. И эти убеждения мы прошиваем в мозг нашим детям.
Хорошо, что у некоторых детей ещё не поломан природный механизм самосохранения. И они сопротивляются. Как могут.
💪🧠
Лариса Деменко
Детский нейропсихолог
Руководитель проекта для школьников "Учись легко!"
⁉️ А вы как считаете?
Отражают отметки степень ума вашего ребёнка?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев