Летний вечер, восточная часть Средиземного моря, до побережья Израиля немногим более 12 миль, ГС Лоцман дрейфует на траверзе Хайфы…
В столовой свободная от вахты часть экипажа смотрит один из полученных на поход в фильмотеке ЧФ фильм. На ГКП вахтенный офицер, он же начальник медицинской службы, старший лейтенант медицинской службы Захаров Володя и командир БЧ-1, автор этих воспоминаний…
Абсолютно чёрное южное небо, штиль такой, что освещённое светильниками шкафута море можно было сравнить с зеркалом…
Болтаем с доктором, я периодически определяю место корабля, направление и скорость дрейфа… С мостика, с интервалом 10-15 минут поступает доклад сигнальщика… Горизонт чист, целей не наблюдаем… Тишина и благодать!
«… Цель справа 170, дистанция 10 кабельтовых…» Доклад сигнальщика, даже крик его можно было слышать и минуя «Каштан». Мы с доктором выскочили на правое крыло, но никакой цели не было…, в то же самый момент сигнальщик прокричал «Цель слева 140, дистанция 2 кабельтова…!» В левый борт ударил прожектор такой силы, что справа в ночном небе вырисовался идеально чёткий силуэт «Лоцмана». Захаров бросился к телефону набрал номер столовой и сбивчиво доложил командиру. Командир, капитан 3 ранга Юшков приказал объявить тревогу и вооружить боевой взвод. Доктор нажимает клавишу колоколов громкого боя и объявляет «Учебную тревогу…», я выхватываю у него банан и «Боевая тревога! Боевому взводу в ружьё!!!»
К левому борту уже медленно приближается катер…, на баке уже стоит один из членов его команды с отпорным крюком, второй стоял за защитой крупнокалиберного пулемёта…
И в это самое время на левый шкафут начали выскакивать бойцы нашего боевого взвода… В распахнутых куртках тропической формы, с пилотками у кого как нахлобученными на головах и с автоматами у кого на ремень, у кого в руке… Будь это попытка реального захвата, боюсь что от наших вояк никого бы не осталось… Но израильтяне подошли проверить, что за судно ошивается вблизи их территориальных вод. Увидев представленную картину, израильтяне поняли кто мы, и погасив прожектор начали удаляться. Наблюдая за удаляющейся целью на экране РЛС определил скорость их катера и она составила, если не изменяет память узлов 45.
И опять на ГКП те же…, правда на руле ещё и рулевой. Лоцман проходит Дарданеллы в сторону Мраморного моря, заканчивается боевая, скоро будем дома, по тревоге прошли узкость, осталось пройти уже более спокойную часть пролива.
На ГКП Лоцмана был небольшой диванчик, скорее его подобие, на котором вполне удобно было сидеть даже вдвоём. Мы с доктором болтая и думая о том что скоро встретим свои семьи как раз на этом диванчике и сидели. Вот только сидеть на нём было удобно спиной по ходу движения корабля. Так мы и сидели…
В какой то момент я, повернув голову влево, не увидел по правому борту воду, в иллюминатор за ограждением крыла была видна только земля.., прямо по курсу был чистый фарватер, но корабль шёл слишком близко к кромке берега пролива… Хорошо что рулевой очень грамотно удерживал курс.
Доктора бригады заслуживают что бы о них, о их службе стоит рассказать отдельно.
Как правило при нахождении корабля в базе наши медики редко были в экипаже, их на предпоходовый период откомандировывали, кого в севастопольский госпиталь, кого в Новоозёрный. Ну а в море они помимо выполнения своих обязанностей несли службу вахтенными офицерами. Конечно своих обязанностей у наших докторов хватало, но и обязанности вахтенных офицеров, кто лучше, ну а кто похуже они выполняли.
Лечение «всех заболеваний одной таблеткой», не миф, а реальный приём, который сам не раз наблюдал. Следует заметить, помогает. Этот эффект кто то из них мне объяснил. Но и в реально сложных случаях они были на высоте. Могу вспомнить как на «Кавказе» Саша Ревков в штормовых условиях удалял аппендицит. Ему, и Славе Заикину в этом плане «везло».
Со Славой редко приходилось пересекаться, но вспоминается байка, когда он был уже флагманским доктором бригады и приехал на купленном запорожце, на вопрос, почему он купил например не жигули, Слава ответил, что в дверь жигулей не влезает, а в запорожец в самый раз.
Ну а с Ревковым был в походе на Кавказе в 84-м, и частенько по вечерам с ним и с КБЧ-4, Логушевым расписывали «пульку». Именно они меня то и научили этому занятию.
В отличии от наших «малышей», на Кавказе был ещё один доктор – стоматолог. К нему то мне и пришлось обратиться в походе. Осмотрев мои зубы, он (к сожалению помню по имени и фамилии не всех, и прошу тех кто помнит сообщать мне) решил что его необходимо удалить. Здесь стоит вспомнить, что выпускник стоматологического меда, несколько лет проработавший в кооперативной стоматологии, и занимавшийся в большей части именно удалениями, выбрал привычный для себя путь. Сделав мне укол новокаина, в ожидании начала его действия, предложил мне развлечься и дал полистать альбом иллюстраций по челюстно-лицевой хирургии… Бррррр….. До сих пор помню фотографии из этого альбома и не хочу подставлять лицо под лопасть вращающегося винта вертолёта.
О докторах.., ещё случай обращения к врачу с зубной болью… Но это уже поход на 239-м, Наш доктор, ещё лейтенант Лукъянченко, посадил меня на стул (в отличии от Кавказа, где стоматологический кабинет был оборудован здесь пришлось согласиться на простой стул), приняв решение на удаление Вова вколол мне тот же новокаин……… В моей голове сто то взорвалось, одна её половина начала страшно болеть и раскалываться… Боль была неимоверная. Видимо при уколе куда то не туда попал. Вообще то Айболит специализировался на ЛОРа. Я сказал ему о дикой боли и потребовал сто то сделать. Вова быстро вколол в левую руку анальгин… Боль в голове мгновенно ушла…, но… Левая рука повисла как плеть.., я не мог ею пошевелить, она не слушалась, просто висела. К счастью это «недомогание» быстро прошло. Но…
Через несколько дней у меня перестала работать нижняя челюсть. То есть я мог говорить, челюсть двигалась, но ложка между зубами еле проходила, шире рот не открывался. При этом никаких болевых ощущений не было. Неделю, может быть чуть более продолжалось это неудобство, но и оно прошло. Естественно ни о каком лечении зубов на корабле речи уже не заходило.
Хочу дополнить рассказ о врачах историей как сам стал «лекарем»
Врачеватель
Я уже старший лейтенант, но ещё командир штурманской боевой части. Четвёртый поход, Средиземное море… Для отдыха и пополнения запасов корабль зашёл в порт Тартус Сирийской Арабской республики. Служба идёт своим чередом, дежурство и вахты сокращены по возможности. Экипаж отдыхает, по графику пятёрками сходит в город и тратит заработанную валюту на всякие нужные, а в большей степени не ненужные вещи. Мы стоим вторым бортом у ПМ (плав мастерской), которая выполняет функцию штаба пункта временного базирования ВМФ в порту Тартус.
Отдых обычно продолжается дней 7-10. День кажется на третий наш корабельный доктор прибегает ко мне и тащит за собой на ПМ, «На ПМ-ке фельдшер занимается иглоукалыванием, давай он тебя от курения отучит!» Так он притащил меня к этому самому фельдшеру, тот осмотрев меня предложил раздеться до пояса и стал водить ладонями на расстоянии сантиметров пяти… Минут через 10 мичман поставил диагноз «гастрит»… Удивил, этот диагноз можно было бы поставить любому корабельному офицеру даже не глядя на него.
После этого, получив моё согласие на отучение меня от курения он стал втыкать, точнее вкручивать, в мои уши иголки. Процесс этот, надо признаться, удовольствия не доставляет хотя терпеть можно. В оставшиеся дни стоянки я ходил к этому «самородку» на экзекуции и думал, когда же я курить перестану…
Закончился отдых.., корабль продолжает выполнение задач в море…
Сидим с доктором в его каюте, болтаем… В каюту заходит наш командир БЧ-4, Слава и интересуется что мы у фельдшера на ПМ-ке делали…
«…Тут Остапа понесло…»
Я решил похохмить и предложил Славе продемонстрировать. Он снял с себя тужурку и тельник, сел ко мне спиной. Развёрнутыми к нему ладонями на расстоянии 3-5 сантиметров я стал водить у его спины.., руки идут вдоль позвоночника от шеи к пояснице… Вдруг Славик вскрикивает от боли и говорит, чем я его обжёг..? Странно, я его даже не касался… Повторяем эксперимент.., опять он вскрикивает когда руки проходят то же место… С умным видом я взял с полки книжку по мануальной терапии, нашёл на рисунке точку при прохождении которой руками Слава вскрикивал и безапелляционно диагностировал смещение диска с указанием позвонков. Наш докторишка в свободное время изучал массаж и костоправство. Прощупав позвоночник КБЧ-4, он действительно в указанном месте обнаружил незначительное смещение диска и вправил его.
Для чистоты эксперимента я ещё раз поводил руками вдоль позвоночника, никаких болевых эффектов у Славы больше не вызвав.
Хммм… Мне ранее скептически относившемуся к разного рода целителям стало интересно. Брал у доктора книжки, читал о мануальной терапии, изучал точки акупунктуры…
Дошло до того что для экономии таблеток доктор стал отправлять ко мне моряков с головной и зубной болью для излечения
https://yadi.sk/d/owFwdKyN7nTZ1Q
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев