Сахалинские юмористические зарисовки...
I
В нашем детстве Зареченском (1970-е годы, вторая половина), островном, сахалинском, дальневосточном, охотоморском, прошедшим на берегу Татарского залива — рыжий Ёрш был главным перцем! Парень не злобливый: то дельтаплан из реек придумает — при втыкании в землю разрушается, то трамплин вертикального взлёта соорудит — приземление исключительно на задницу, то за ягодами да грибами за три сопки отправит нас — малолеток, где кроме злых гадюк, удивлённых медведей и заблудившихся старух ничего нет!
Не дружил Юрка Ершов со сверстниками, всё больше с нами, с мелюзгой, младше его на два... четыре года возился. Учил нас всему. Один раз: тёплым, даже жарким июльским днём у первого моста из Заречья в Лесогорск, в протоке реки Лесогорки решил он научить нас плаванию правильному, особенно нырянию крутому — мертвецкому!
Нас человек десять. Полдень. Солнце. Жара. Горячий песок. Мы купаемся в притоке, обсыхаем. Ребята гуртом присели на песок после очередного купания: отдыхают, коленки обжаты, всё тело в мурашках у каждого, зубами стук-стук... слушают байки Ерша о девчатах, о ягодах/грибах, о горбуше. Как он всех завоевал, всё нашёл/собрал да поймал.
II
Мы с Серёгой Меленчуком уже сытые его байками ушли чуть вниз по протоке своими делами заниматься — играться, нам по тринадцать, одиннадцать лет: Серёга чуть помладше меня. Видим бревно! У берега, шоколадного цвета, морем отшлифованное, гладкое, ровное, боевое бревно — метра два в длину, радиусом сантиметров тридцать... и два сучка, два крыла — идеально пристроены напротив друг друга и по центру! Решили мы его погонять туда-сюда: вверх-вниз по течению, вдоль берега — размяться от скуки.
Здорово стало получаться. Азартно. Ребята уже всё чаще на нас стали с Ерша внимание переводить. Он взволновался. Беседа уходит из под его контроля.
А мы уже орлы. Бревно туда-сюда прогнали два раза. Всё внимание публики собрали. Удобно — пятками упираемся в дно, воды по пояс, за сучки держимся — я слева, Серёга справа от бревна, ближе к берегу. Аж до бурунов разгоняем снаряд-бревно!
III
В третий раз мы изменили конфигурацию. Я остался по центру на сучке, а Меленчук ушел в торец бревна, чтобы до реактивной скорости его разогнать, до взлёта в стратосферу, до ракеты — пятками в дно упёрлись, команда — старт, погнали — взгляд в бревно — несёмся туда, где ребята сидят...
Ёрш, чтобы не отдавать инициативу, пальму первенства в актёрской игре нам, зашёл тоже в воду и пошёл на крайний, рискованный, я бы даже сказал отчаянный, авантюрный шаг — решил показать секретный фокус обучающий! Повернулся к ребятам и говорит: — Показываю, как правильно нырять мертвецом!!! Встал по пояс в воде, к нам поворачивается презрительно спиной, зажимает нос пальцами правой руки, закрывает глаза и начинает падать назад — на спину!
Публика, ребятня человек десять разных возрастов оживилась и в аут ушла! Они смотрят на Ерша, потом на нас взгляд дружно переводят; опять смотрят на Ерша на нас с бревном — а мы гоним его со страшной силой вверх по течению — аккурат нам по пояс воды, скорость у этого снаряда адова — двадцать метров разгона позади, я номер один на сучке, Серёга Меленчук на торце — всю энергию вложил в силу толчка пятками обожёнными в детстве, в люльке — от дна. Прём в спину огненного Юрки Ершова. А публика недоумённо смотрит и думает: «Врежемся ли мы (гогочущие, упёршись взглядом в бревно, балакающие о своём) — Ершу в спину или мимо пройдём?!».
IV
Изображая мертвеца Ёрш отклоняется прямой, как оглобля назад, почти падает, почти достигает цели... урока — переключает внимание публики на себя! И тут мы заходим бревном, на бешеной скорости, аккурат ему в поясницу, со спины — на уровне ватерлинии... Хруст, треск, на берегу оторопь! Мертвец — оживает... изгибается, слышен стон переходящий в дикий ор — восставший из адовых мук Юрка Ершов, корчится от боли, пытается кинуться на нас — но простреленная боевым бревном спина не даёт ему возможности сдвинутся, в первые секунды после удара, с места... Глаза больше орбит у него — реально восставший из ада призрак! Спину свело, Ёрш апеллирует к публике — на берегу дикий ржачь и покатушки. Это чисто сцена из фильма ужасов была — Ёрш с простреленной спиной пытается догнать по воде двух Сергеев — Субботенко и Меленчука.
Береговые пацанята в ауте! Мы с Меленчуком в стороны, под воду ушли.. до того берега, спасаясь от лютого возмездия! Я перед самым ударом, если честно, поднял глаза, увидел спину главного перца, но скорость у бревна была сверхзвуковая, и напарник вперёд не смотрел — его было не удержать в этот момент. Мы же не знали, не видели, что после нашего отчаянного третьего старта Ёрш зашёл в воду, встал аккурат в нашу финишную точку, чтобы перехватить на себя внимание публики.
V
Мораль зарисовки такова: при сдаче назад взрослые ребята всегда смотрят в зеркала заднего вида... мало ли, что там может неожиданно происходить в это время!
Сергей Субботенко
г. Владимир, Золотое кольцо России,
19 ноября 2019 года.
...
На снимке (фото из архива Галины Герасимович) вид на Заречье, на мосты, на протоки со стороны Лесогорска в наше время.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев