Это метод определения индивидуальных особенностей личности (взрослого человека или ребёнка) при помощи различных тестов.
Каждое психодиагностическое обследование имеет свою направленность и поэтому, в зависимости от целей тестирования, психолог применяет в каждом случае специфический блок тестов и методик
Чем психодиагностическое обследование отличается от обычного самотестирования?
Любительское тестирование — это самостоятельное заполнение не связанных между собой тестовых методик, заполняемых по принципу любопытства. Иногда заполняются тестовые методики не соответствующие нужному возрасту (возрастные границы тестов очень важны), а иногда, заполняются тесты, просто придуманные энтузиастами для развлечения. Результаты таких методик могут порадовать или огорчить, но их результаты не могут претендовать на высокую достоверность, "правдивость".
В профессиональной психодиагностике для достоверности результатов проводятся очень трудоёмкие процедуры валидизации (проверки достоверности теста, соответствию результатов действительности). И только после такой процедуры методику можно считать сколько-нибудь достоверной, "правдивой". Любительские тесты такие процедуры не проходят. Следовательно, они не годятся для серьёзных выводов о себе, а больше подходят для развлечения или для мотивации заняться дальнейшим более глубоким самопознанием.
Психодиагностическое обследование (целевое тестовое психологическое обследование, батарея тестовых методик) — это чётко спланированная процедура из консультаций, опросов и тщательно подобранных друг к другу целевых тестовых методик.
Все данные беседы и психологических тестовых методик обрабатываются, сопоставляются между собой. Данный процесс занимает несколько часов личной работы психолога (без клиента) в зависимости от решаемых задач, и позволяет дать достоверную информацию. И только в результате всего этого психолог выдаёт подробное психологическое заключение.
Результат психологического диагностического тестового обследования всегда должен интерпретироваться и комментироваться для Вас специалистом-психологом. При этом цифры или краткое описание Вашей личности не является результатом психодиагностического обследования.
Психолог-диагност, ориентируясь на запрос клиента выполняет следующие шаги:
переформулирование задачи клиента на язык психодиагностических критериев,
подбор необходимых методик психодиагностики,
предъявление методик в компьютерной и/или бланковой форме,
обработка полученных данных,
интерпретация полученного результата,
сопоставление результатов разных методик,
составление психологического заключения.
Как правило, психологическая диагностика проводится в две встречи:
первая занимает от 1,5 до 3,5 часов (в зависимости от задач диагностики) — это проведение диагностической беседы, выполнение тестовых и проективных методик;
вторая встреча занимает 1 час — психолог даёт разъяснения по итогам диагностики и выдаёт заключение. Так же вы можете задать вопросы и получить рекомендации согласно итогам психологической диагностики.
"Психологическое заключение" выдаётся за подписью специалиста, в котором подробно отражено проведённое с Вами психодиагностическое обследование, его результаты, а так же могут быть отражены рекомендации. Полученные данные затем используются в дальнейшей работе с клиентом в процессе психологического консультирования.
Психодиагностика детей
Ребёнок в своём психическом развитии проходит различные возрастные этапы. В том или ином возрасте детская психика по определённым показателям должна соответствовать возрастной норме. Несмотря на обилие популярной литературы по детской психологии многие родители, сталкиваясь с различными проблемными ситуациями, задаются вопросом, "нормально ли развивается мой ребёнок". Их опасения вполне понятны, поскольку основы психики и всей будущей жизни человека закладываются ещё в детстве. При этом детская психика, в отличие от психики взрослого, поддаётся коррекции и необходимым изменениям в большей степени.
Психологическая диагностика детей — это ключевой и необходимый этап, позволяющий адекватно и всесторонне оценить личность ребёнка, его индивидуальные особенности, характер, темперамент и своевременно выявить отклонения в психическом развитии. Диагностика детей подразделяется на несколько больших групп, а именно по назначению и возрастной категории.
Существует 3 возрастные группы:
Диагностика детей:
раннего возраста,
дошкольного возраста,
старшего школьного возраста.
Психодиагностика направлена на выявление особенностей и уровня психического развития детей, особенностей интеллектуальной, эмоциональной сферы. В качестве отдельных направлений психологического обследования детей можно выделить:
диагностику готовности к школе;
диагностику уровня интеллектуального развития;
диагностику отдельных познавательных процессов (внимание, мышление, память, восприятие);
психодиагностику эмоциональной сферы;
психодиагностику основных учебных умений, например при плохой успеваемости.
психодиагностику с выявлением причин трудностей, с которыми обращаются родители (тревожность, неуверенность, агрессивность и т.д.).
Психодиагностика включает в себя три этапа:
1. Предварительная консультация специалиста.
2. Собственно психодиагностика.
3. Консультация психолога по результатам обследования с выдачей рекомендаций и письменного заключения.
По результатам психодиагностики специалист подбирает программу развивающих или коррекционно-развивающих занятий. Дальнейшая работа психолога с ребёнком позволит развить соответствующие психологические характеристики и скорректировать нежелательные особенности.
http://samopoznanie.ru/trainings/v_gostyah_u_skazki_osnovy_skazkoterapii/?date=62862 #новости
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев