В архивных документах той поры отмечено о том, что «…казаки Бузуновской станицы отличаются смелостью, находчивостью, безупречной дисциплиной». Некоторые из них, были выдвинуты на командные должности, в другие казачьи станицы и форпосты. По делам службы бузуновцы взаимодействовали не только с казаками Абаканского (Краснотуранского) острога, но и с другими станичными казаками Минусинского уезда. Выходцы Бузуновской станицы пользовались среди казачьего населения Минусинского уезда заслуженным авторитетом и уважением за образцовое отношение к несению нелёгкой казачьей службы. Почти двести лет подряд через их станицу проходил тюремный тракт, по которому гнали в Минусинскую уездную тюрьму каторжных и ссыльных. Казакам, было поручено конвоирование каторжан на отрезке пути: Абаканск (Старый Краснотуранск) – дер. Сорокино – дер. Биря, далее - через Старый Туран – Дмитриевка на станицу Бузуново.
Именно здесь находилось место привала и отдыха конвоируемых арестантов. Для их содержания, здесь был выстроен каменный каземат. После суточного отдыха и ночлега, путь арестантов далее проходил через гору «Этапная», далее в направлении на Листвягово – Строганово – Городок - уездный центр Минусинск, где располагалась тюрьма, которая действует до сих пор.
В станице Бузуновой Минусинского уезда насчитывалось свыше тысячи жителей. Из них 590 мужчин, а вот женщин было несколько меньше - 572. Число дворов в станице составляло – 234. Все жители этого населённого пункта были православными. Более двухсот лет, станица, названная так по имени одного из своих основателей, - донского казака Бузы, - имевшего, как явствует из данного ему сотоварищами прозвища, весьма крутой нрав, простояла в красивом, живописном, удобном для жизни месте...
Известны имена и трагическая судьба нескольких Бузуновых - уроженцев этой станицы: Бузунов Афанасий Иванович, р. 1888. Сотник. В белых войсках Восточного фронта; 1919–1920 годах служил в составе 2-го Енисейского казачьего полка. Белоэмигрант. В эмиграции жил в Китае и Японии, вернулся в СССР. С 22 сентября 1937 года он был арестован и находился в Минусинской тюрьме. Казак расстрелян в ночь с 30 на 31 октября 1937 года в Минусинске; Бузунов Михаил Осипович, родился в 1882 году в ст. Бузуново Абаканской волости Минусинского уезда. (ныне- Краснотуранский район Красноярского края). Казак-урядник. В белых войсках Восточного фронта; В 1918 - доброволец в белогвардейской дружине, в 1919–1922 годах служил во 2-м Енисейском казачьем полку. Присвоен чин прапорщика. В 1923–1924 годах - в эмиграции в Китае. В 1925 году арестован на территории СССР и за нелегальный переход границы осужден на 6 мес. тюрьмы, Позднее был дважды арестован и осужден: в 1929 и 1930 годах на 2 года и 3 года ссылки. В третий раз арестован НКВД 29 авг. 1937 года в Минусинской тюрьме. Расстрелян 27 ноября 1937 года в Минусинске; Бузунов Михаил. Прапорщик. В белых войсках Восточного фронта находился до эвакуации белых частей из Приморья. В конце 1922 — начале 1923 годов служил в составе смешанной береговой группы в Гензане (Корея); Бузунов Яков Михайлович*, родился в ст. Бузуновой в 1874 году. Казак-урядник, являлся станичным атаманом. В белых войсках Восточного фронта; В 1918 году- начальник Бузуновской местной казачьей дружины самообороны, в 1919–1922 годах-вахмистр во 2-ом Енисейском казачьем конном полку. Был в эмиграции в Китае, вернулся в СССР. Вел единоличное хозяйство по месту жительства в с. Бузуново Краснотуранского района. В 1933 году осужден на 10 лет ИТЛ. Вторично подвергнут аресту 16 авг. 1937 года и помечен в Минусинскую тюрьму. Расстрелян в ночь с 30 на 31 октября 1937 года в Минусинске; Подобная трагическая участь постигла в 20-30 годы прошлого века и многих его земляков-казаков по происхождению. В архивно-следственном деле № П-9882 — таких всего 43 человека, из них 12 — Бузуновы из одноименной станицы. Конечно, все друг другу знакомые, дальняя или ближняя родня. Кто-то сбежал во время раскулачивания, кто-то остался…
Сотрудники Минусинского оперсектора ОГПУ-НКВД без устали искали Бузуновых по всему югу края и подвергали одного за другим аресту. А затем из арестованных следователи создали «контрреволюционную организацию». Так, 22 октября 1937 года приговорены к расстрелу «тройкой» УНКВД по Красноярскому краю. Бузунов Афанасий Иванович, 1888 г.р., сторож на курорте «Шира», Бузунов Егор Тимофеевич, 1901 г.р., член колхоза «Память Ленина», Бузунов Иван Лаврентьевич, 1898 г.р., член колхоза «Память Ленина», Бузунов Константин Михайлович, 1901 г.р., член колхоза «Память Ленина», Бузунов Марк Никандрович, 1872 г.р., рабочий Усть-Абаканского лесозавода, Бузунов Михаил Никандрович, 1883 г.р., охранник пункта «Заготзерно» в г. Абакане, Бузунов Михаил Николаевич, 1907 г.р., член колхоза «Память Ленина», Бузунов Михаил Федорович, 1903 г.р., член колхоза «Память Ленина», Бузунов Степан Михайлович, 1885 г.р., рыбак в «Союззолоте», Бузунов Степан Федорович, 1896 г.р., член колхоза «Память Ленина», Бузунов Федот Иванович, 1897 г.р., член колхоза «Память Ленина», Бузунов Яков Михайлович, 1874 г.р., уполномоченный союза «Заготкожа»… Их расстреляли 31 октября в Минусинске. Все эти Бузуновы легли в один ров.
А вообще, если быть точным, в Минусинске в ту ночь, 31 октября 1937 года, расстреляли 230 человек. Если на человека тратить одну минуту, это надо стрелять четыре часа подряд. Даже железные чекисты давали сбои, пистолет «гулял» в руках. Однако тогдашний начальник Минусинского оперсектора НКВД Андрей Алексеев распорядился беречь пули и приговоры в отношении некоторых не достреленных заключенных Минусинской тюрьмы добивать ломами. Минусинский оперсектор ОГПУ-НКВД в те кровавые годы годы ходил «в передовиках», но об этом надо рассказывать отдельно.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов отсюда уходили защищать свою Родину сыновья и внуки бузуновских казаков, многие из которых отдали свои жизни в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Много событий пережила станица за два века своего существования: звон кандалов каторжников и ссыльных, проводы казаков на фронты русско-японской и первой мировой, гражданскую и коллективизацию, трудную военную и послевоенную пору, и много чего ещё, но - устояла!
И только в 1960-е годы 20-го века, с началом строительства Красноярской ГЭС, бывшая казачья станица была перенесена на новое место из зоны затопления водохранилища, повторив печальную судьбу многих десятков русских сёл и деревень, стоящих на берегах Енисея. Однако, в данном случае власти пошли ещё дальше: после переноса села Бузуново, на основании решения исполкома Краснотуранского районного совета депутатов трудящихся от 2 октября 1965 года, оно было переименовано в село Восточное, лишившись навсегда своего исторического наименования, своей истории, своих корней. Основная масса народа, живущего там, была вынуждена разъехаться по разным местам. Вот так убивали нашу казачью память. Ведь Бузуново было основано, как один из опорных пунктов-форпостов во времена присоединения «немирной кыргызской землицы» на юге Сибири к России. Сибирская Атлантида
Идея развития энергосистемы Сибири возникла ещё в 1920-х годах в связи с разработкой плана ГОЭЛРО. Молодой Стране Советов требовалась электроэнергия. Решено было «построить» море в этих краях: тайга, бездорожье, глушь… Именно здесь суждено вырасти грандиозному сооружению — Красноярской ГЭС. Проект утвердили в 1956 году, спустя десятилетие после окончания Великой Отечественной войны. Планы страны, ослабленной вой¬ной, казались фантастическими.
Гидроэлектростанция не только давала стране электричество и гарантировала промышленное развитие, но и стирала с лица земли целый пласт культуры, ломала судьбы. За схемами и чертежами, за громкими цифрами не увидели трагедию множества людей. В 1964 — 1967 годах были затоплены земли Емельяновского, Даурского, Новосёловского, Краснотуранского и Минусинского районов Красноярского края, Боградского района Хакасии. Под воду ушли одни из первых русских поселений на юге Сибири — Караульный и Абаканский остроги. Караульный острог к примеру, был поставлен казаками в 1675 году, Абаканский острог — в 1707-м, Сыда — в 1715-м, деревня Байкалово — в 1720-м. В некоторых из них стояли уникальные деревянные и каменные церкви, а рядом были старинные кладбища…
Из-за Красноярского водохранилища было переселено около 60 тысяч человек. В короткие сроки изменилась их жизнь. О том, что земля скоро «уплывёт» из-под ног, многие поначалу не верили. Но вскоре на Енисее началось строительство плотины и шлюзов. По домам пошли оценщики начислять компенсацию, в лесах завизжали пилы и застучали топоры. Очищая ложе будущего водохранилища от всего, что могло помешать судоходству, вырубали и выжигали леса, ломали и взрывали кирпичные дома, церкви. Владельцам деревянных домов предписано было разобрать их по брёвнышку и перевезти либо сплавить по воде на новое место жительства. Дома раскатывались, из брёвен делались плоты, на них складывалась домашняя утварь. На этих же плотах уплывали и люди — как те же спиленные брёвна, лишённые корней. Их малой родины больше не существовало. Многие жители были переселены в новые посёлки со старыми названиями: Новосёлово, Краснотуранск, Даурское, Сарагаш...
Строительство Красноярского водохранилища завершилось 18 апреля 1967 года. Громадная чаша, наполненная водой, поглотила остатки селений. Никто до сих пор не представляет себе, что именно находится на дне водохранилища. Ведь это едва ли не древнейшая населённая территория — люди жили здесь и 30 тысяч лет назад, в Красноярском крае масса следов первобытных стоянок.
Комментарии 1