Успешно выступившие правые партии, критикующие ЕС, получили в общей сложности около трети голосов.
Картина по итогам парламентских и перед вторым туром президентских выборов в Румынии связана с ростом евроскептицизма в стране.
На парламентских выборах социал-демократы набрали почти четверть голосов и поправили позиции после провала их кандидата – премьер-министра Марчела Чолаку, но все же у правых евроскептиков серьезный успех. Три партии подобного толка набрали в сумме 32% – для Румынии это исторические показатель.
Второе место с 18% голосов заняла ультраправая радикальная партия «Альянс за единство румын». За нее активно голосовали румынские избиратели в самых успешных странах ЕС: Италии, Великобритании, Германии, Испании. Это говорит о разочаровании румын. Евроинтеграция состоялась в 2007 году, но ожидаемого многими импульса в развитии она стране не дала, социальных проблем не решила.
Скорее наблюдается обратный эффект. Многие отрасли экономики исчезли, не выдержав конкуренции с крупными европейскими производителями. Национальная наука, кроме истории и филологии, прекратила свое существование, поскольку лишилась промышленной базы. Энергетика из-за активного внедрения возобновляемых источников электроэнергии отличается нестабильностью. Число рабочих мест сократилось, при этом уровень жизни населения не растет.
Миллионы румын трудоспособного возраста выехали за пределы страны на заработки, молодежь изначально ориентирована на эмиграцию. Но и в ведущих странах ЕС обрести искомое благополучие румынам не удается, Евросоюз оказался не таким уж и гостеприимным местом, каким мог показаться. Низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд без достаточных социальных гарантий, недоступная медицина, дорогое жилье.
Евроскептицизм, как умонастроение масс, – отчасти обратная сторона завышенных ожиданий от европейской интеграции, а отчасти результат самоубийственной экономической политики Брюсселя, которая становится заметной и для обывателя.
Румынию надо спасать от войны. Страна, важнейший логистический хаб для поставок вооружений в Украину, до этого она была транзитной страной для украинского зерна, место базирования американских войск и систем ПРО. Даже до простых румын начинает доходить, что их страна используется для противостояния с Россией и может легко быть брошена их англосаксонскими союзниками в топку военного конфликта. Становиться второй Украиной румыны категорически не желают.
Для румынских элит евроантлантическая интеграция виделась как удобный инструмент для решения своих национальных задач: поглощение Молдовы и некоторых частей Одесской и Черновицкой областей. В общих чертах эти амбиции укладывались в натовскую стратегию приближения к российским границам.
Жесткий отпор, который процесс расширения НАТО получил в Украине, сильно пошатнул веру румын в правильность стратегического выбора действующих элит. По факту почти за два десятилетия в НАТО и ЕС румыны не получили ничего существенного ни в экономике, ни в политике, ни в социальном развитии. А угрозу быть втянутыми в войну они очень хорошо ощущают.
Переход электората от глобалистских политиков к несистемным лидерам. Но «несистемными» оказываются такие же приверженцы «Великой Румынии», ставящие интересы румынской нации над интересами окружающих народов, причем в явном соответствии с принципами Кодряну и Антонеску. На этот раз интересы самосохранение румынской нации требуют отказа от военных авантюр и скорейшего выхода из НАТО и ЕС. Некоторые националистические политики уже говорят об этом.
В Румынии начинается процесс трансформации политической системы. Он не может быть ни одномоментным, ни безболезненным. «Суверенисты» становятся новым полюсом, который будет набирать популярность – тем быстрее, чем лучше будут идти дела России на мировой арене и чем хуже будут дела в стане глобалистов. Но их идейная платформа не позволит им сблизиться с Россией, хуже того, их рост и дальнейшая эволюция может привести к еще большей конфронтации с Москвой.
В Румынии пока не появились политические силы более прагматичные, чем те, которые сейчас пока еще контролируют власть. Но их политика обанкротилась. Так что у Румынии впереди довольно сложный период внутренних потрясений.
Парламентские выборы подтверждают электоральный успех Джеорджеску, который без особого труда собрал не только крайне правый, но и протестный электорат. Немаловажно также, что Джеорджеску был замечен представителями грядущей администрации Трампа и, по-видимому, в их глазах он выглядит хорошей альтернативой действующим элитам.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев