Действительно старая школа с её дымовыми трубами и звездой на носу, чем-то похожа на плывущий корабль. И вот после 50лет времени, причаливший на одной жизненной пристани, хочется удариться в воспоминание... Звезда эта на 7 Ноября, обшивалась красным кумачом, менялись перегоревшие лампочки. И вечером загоралась рубиновым светом яко Кремлевская. Видна была из далека. Да осень славилась густой непролазной грязью и теменью. Ученики тащили её в школу. Возле неё стояли железные корыта с водой. Дисциплинированные ученики, а это в основном девушки старались отмыть в них обувь. С парнями было сложнее. Кроме того, пионерский контроль стоял только перед началом занятий. А на переменах свобода. Меси грязь на улице и затаскивай в классы. Техническому персоналу /уборщицам/ это сильно не нравилось. Слой грязи толщиной в один сантиметр и перепачканными ножками парт, сильно усложнял и так не легкую работу. Приносились из дома тяпки для рубки капусты и с их помощью убирался слой грязи. Дежурной уборщице, которая подавала звонки. Нужно было ещё на таскать из колодца воду и в большом котле греть эту воду в «сторожовке». Горячей воды всё равно не хватало. Домывали холодной. Глядя как в офисе техничка в перчатках моет кафельные полы. Выжимая тряпку через специальный прижим. Вспоминаешь философскую мудрость. От города до деревни сто км. а от деревни до города сто лет. Трубы на «пароходе». Печки надо было поздно вечером протапливать. Для розжига дровами, а потом углем. И кажется сгоревший уголь надо было потом выгрести и выкинуть на улицу. Что бы не было «угара». Что бы дети утром зашли в теплое помещение. Да, зимой бывало сильно холодно. И дети по утрам слушали «радио»- трансляцию местного проводного вещания. С какого класса можно не идти сегодня в школу. Всё зависело- под 30 градусов либо больше. Ну и потом на речку играть в хоккей..В главном здании находился ещё импровизированный спорт зал. С высокого потолка свисали канат и кольца. А в углу находились маты и «козел». Спортивный час, конечно несколько мешал урокам в других классах. Но что делать? Разве что зимой встать на лыжи. Лыжная база была большая. Лыж было много. Все они делались под валенки. Ни каких лыжных ботинок. Разве что для районных соревнований несколько пар. Новогодняя Ёлка ставилась в аудитории «как зайдешь налево». Набивалась малышня все просили «ёлочка зажгись» и М.В. Чурмеев включал вилку в розетку, и елка загоралась своей гирляндой. После торжественной части была раздача конфет в кулёчке. Конфеты и прочая бакалея были также в продаже в небольшом киоске. Продавцом была кажется Л. Уренкова. Да, был телевизор в учительской. Однажды помню его вытащили в зал. Показывали в это время «Тимур и его команда». Ну и нас «пригласили» на коллективный просмотр. Конечно просмотр с десяти метров маленького экрана информативно мало что давал, но звук был понятен. В главном здании если не изменяет память учились 5,6,9,10 классы. В том здании которое на заднем плане на фото, где впоследствии был интернат. Учились дети с 1 по 4 классы. В продолговатом помещении, где была столярная мастерская и класс трактор ведения. Юноши и девушки 7,8 классов. С первого по четвертого, классов было двое «А» и «Б». С пятого же три класса. Приходили ребята с Редкой Березы и Благодаровки. Забирали по паре- тройке учеников с А и Б и набирался класс «В». Иногда в с. Старое Аделяково не набиралось, наверное, учеников на класс, они 9,10 учились в Средней Школе с. Сиделькино. Зимой их определяли кому ни будь на постой в сельскую избу. Классы получались под 30 человек и больше. Надо ли говорить, что учёба шла в две смены. Учителя. Сельский учитель, это конечно особенный интеллигент. Интеллектуальную работу по обучению и воспитанию школьников надо было всегда сочетать работой по дому и огороду. Были у них определенные льготы. Бесплатно привозили две машины дров не распиленных. Для этого школе давали делянку леса и нанимались лесорубы. Иногда учителя по разным причинам шли учительствовать в соседние села. Помню хорошего историка из с. Старое Аделяково, П.В. Фирсова. Ну и Сиделькинские, тоже бывало ходили в «гости». Но учителей тем ни менее не хватало местных, чтобы закрыть все предметы и классы без переработки. Поэтому приглашались через РАЙОНО «приезжие» предметники. Имели они разную квалификацию, возраст, семейное положение, привычки и.т.д. В основном по распределению, после пед.ВУЗа и не только. К примеру учителем немецкого языка был выпускник Сельхозинститута. Авторитетом, увы он не пользовался, фамилия его возможно была Кобзев- прозвище «кобзик». По слухам, по ночам слушал на своем транзисторе вражеские голоса на Квартире у бабушки. И то сказать, где иначе повышать квалификацию, по немецкому разговорному языку. Другой преподаватель математики запомнился тем, что требовал на уроках жесткой дисциплины. Имел стеклянный не мигающий взгляд. Также руководил танцевальным кружком. Фамилия его четко сохранилась, Рассказов Петр Иванович. Правда со временем выяснилось, что человек имел уголовное прошлое.. Уже в новой школе учителем Литературы была у нас приезжая женщина с сыном. Жили они в торце кирпичного здания. Ей хотелось пройти всё село, побывав на колхозной животноводческой ферме. Она сильно удивлялась на уроке. Как это возможно. Доярки разговаривают на языке аборигенов, а ругаются матом по «русски». Также были построены два дома –избы для приезжих учителей. В одном жили девушки после, педВУЗа. В другом Директор со своей женой В.В.Макридов. Удобства конечно на улице, вода в колодце, мыться в бане. Бывало девушки из педВУЗа очаровывали местных парней, выходили замуж и увозили в чужие края, чаще в города. Школа была с производственным обучением. Что записывалось в аттестатах. Девочек учили домоводству, мальчиков строганию деревянных элементов. Трактор изучали совместно юноши и девушки, так же как НВП. Рядом со школой находился школьный огород. Где выращивались определенные овощи, в том числе с помощью учеников. Также колхоз иногда выделял пай на свекольном поле. Урожай полоть и по осени собирать, просто забава.. За веселыми разговорами. Трактор настоящий был и машина ГАЗ 51, с бортовым номером 41-60 КШБ. Пара лошадей была. Что они перевозили не помню. Но на сливании Речки Тарханка с Черемшаном был участок, засеваемый вика-овсом для лошадей. Так и назывался «школьный остров» вернее полуостров летом. А на другом берегу ближе к огородам п.Кереметь находилась черемуховая рощица. И по весне очаровательно благоухала и выглядела. Глядя на фото нынешних выпускников 5-6-7 человек. Вспоминается- во времена 60-70 годов иметь 5-6-7 детей в семье, не было редкостью. К чему всё идет? Очевидно, лет через 10 школа станет начальной, полный курс пожалуйста в райцентре. Либо совсем будет закрыта? «Неутешительные выводы-приходят к нам по осени». Может не так всё грустно. Нравилось нам что-то, в тех прошедших годах, либо не нравилось. Но память хочет сохранять только хорошее. Всех с праздником 7 Ноября! САЙТ КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА. ДНЕВНИК ДЕРЕВЕНСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ.
https://dzen.ru/a/ZrH7kj-KJXiH0GTO
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 56
Куплет:
И в сентябрьский день погожий,
И когда метёт февраль,
Школа, школа, ты похожа
На корабль, бегущий вдаль.
Припев:
Сейчас наша вахта у школьной доски,
Так значит, немножко мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки.
Куплет:
Каждый год мы входим вместе
В новый класс, как в новый порт.
И свои мечты и песни,
Как всегда, берём на борт.
Припев:
Сейчас наша вахта у школьной доски,
Так значит, немножко мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки.
Куплет:
По следам героев Грина,
По страницам добрых книг
Нам под парусом незримым
Плыть с друзьями напрямик.
Припев:
Сейчас наша вахта у школьной доски,
Так значит, немножко мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки.
Куплет:
Моряками ли мы станем,
Звездолёт ли поведём -
Никогда мы не оставим
Человека за бортом.
Припев:
Сейчас наша вахта у школьной доски,
Так значит, немножко мы все моряки.
Нам жажда открытий знакома,
Дороги у нас далеки.