Война
Что означает это слово для сегодняшнего поколения, мне трудно представить. Они знают о войне из учебников истории. Мы же, рождённые через десяток лет после окончания Великой Отечественной, знаем о ней из рассказов наших родителей, на долю которых выпали все ужасы этой страшной черной старухи-войны, унесшей и искалечившей жизни
миллионов и миллионов людей.
Моя мама. Вспоминая детство, она делила свои рассказы на " ещё до войны" и " в войну".
Ещё до войны.
Моя бабушка, мамина мама, жила в довольно зажиточной семье, в большом богатом доме. Во дворе стоял домик поменьше, где проживали работники, среди которых и был молодой красавец, в будущим мой дед, который и покорил сердце моей бабушки.
Родители не приняли такого союза, но противостоять браку молодых влюбленных не стали, а просто лишили мою бабушку наследства, оставив ей дом с серебряной посудой, медным самоваром, да иконами с золотыми образами.
Молодые стали жить вместе и родили шестерых детей. Когда родилась мама, самая младшая, старшему Геннадию было уже семнадцать.
Жили в Туле. Мама, будучи озорной девчонкой, бегала на реку Упу, конечно же без спроса, и плавала наперегонки с мальчишками " до того берега", часто обгоняя их, потом убегая, дабы не получить тумаков от тех же пацанов.
Голодный 37 год, было ей в то время семь с небольшим, мама помнила плохо. Только рассказывала, как изредка они ходили в гости далеко к одному из братьев моей бабушки, единственному из троих, не отказавшим в общении, и не отвернувшимся от непослушной сестры. Там они пили чай, к чашке которого прилагался один кусок сахара. Маму после четвертой выпитой чашки просили больше не пить, и давали сахар просто так, без чая.
Так проходило мамино детство, озорное и босоногое, с бесконечными простудами, да и другими болезнями, которые лечил семейный врач, худой и длинный мужчина, немец по происхождению. Это он, немец, обнаружил у в очередной раз заболевшей непослушной девчонки крупозное восполнение лёгких, и, приподняв ее чуть живую за рубашенку, сказал, что не даст ей умереть. И не дал.
Всё шло своим чередом. Старший брат, Геннадий 1912 г.р. работал на известном всем оружейном заводе, сестра, родившаяся через два года после него, вышла замуж в восемнадцать лет за офицера, и жила в Москве, где благополучно родила двоих сыновей.
Мама же бегала хвостом за своими старшими братьями и сестрой ( за что и получила прозвище Лида-гнида) в лес, где собирали грибы и ягоды, да дрова для обложенной кафелем русской печи.
И было всё это по рассказам мамы " ещё до войны".
А потом...
Тула.В начале войны в Туле и области проходили мобилизации военнообязанных, формировались истребительные батальоны, отряды народного ополчения, уходили на фронт добровольцы. Среди них был и старший брат моей мамы, Геннадий Александрович Садовников, несмотря на то, что у него была бронь. Ушёл и... уже в сорок втором пропал без вести.
В конце октября1941 г. в Туле был создан городской комитет обороны, и сформирован Тульский рабочий полк. Жители города рыли окопы и противотанковые рвы, сооружали баррикады. Голодные и промерзшие насквозь, рыли окопы и братья моей мамы.
С 24 октября по 5 декабря шла тульская оборонительная операция. Бесконечные воздушные бои над городом. Фашисты нещадно бомбили город.
Мама с братишкой во время бобёжки выбегали на крыльцо под козырек. Брат сжимал маме челюсть, боясь, что у неё сломаются зубы. Так они стучали от страха.
А бомбы всё летели и летели.
Однажды, когда мама с соседским пацаном, Лешкой шли по дороге, налетели самолёты, стали бомбить. Мама побежала от бомб, забыв о том, что учили бежать навстречу им до ближайшей воронки. Лёшка догнал её сбил с ног и ... прикрыл собой! Когда всё закончилось, и они подняли головы, по одну сторону дороги улицы уже не было.
Линия фронта бала совсем близко.
Ночью, после очередного боя, братья ползком пробирались на линию фронта, и искали в карманах убитых немцев сахар или шоколад.
Голод был сильнее страха. Заметив какое-то движение, с обоих сторон открывался огонь.
Это был просто ад.
Голод...
Моя бабушка, мамина мама, уходила на долгие дни в соседние сёла, чтобы поменять серебряную посуду да золотые образа икон, тех самых, наследных, на хлеб либо какую-то другую еду. Мама с братом Мишей, который был старше ее на год, оставались дома.
Ели лебеду. Брат от голода опухал, но сестрёнке, она была самая младшая, отдавал свою корочку хлеба.
В школе возили ребят на уборку свеклы. Осень, дождь, холод. А после давали маленький кусочек хлеба. Мама, простывшая, с высокой температурой, пришла на школьный двор, чтобы поехать в поле. Учительница не имела права брать больного ребенка в поле. Но... Тот маленький кусочек хлеба! Взяла девочку. Приехав на поле, оставила её в грузовике, укрыла всем, чем можно. А по приезду мама получила тот кусочек хлебушка.
Многое ещё рассказывала мама. И как она голодная вдруг вспомнила, что за сараем ещё до войны выбрасывали картофельные очистки. Пошла за сарай. Стала ковырять замерзшую землю, ничего не нашла, сильно захотела пить. Еле дошла до колонки, наклонилась и... очнулась в госпитале. Её, лежащую на улице, заметили раненые госпиталя. Принесли, согрели, откормили. Потом мама, переходя из палаты в палату, читала раненым стихи, пела песни. А они то улыбались, то плакали, смотря на истощенного ребенка, и подкармливали девочку.
Рассказывала и то, как заболела свинкой, и осталась дома одна. А в дом зашёл немец. Мама испугалась, укрылась одеялом с головой. Немец отогнул одеяло, спросил на ломаном русском, есть ли во дворе какое либо орудие, а во дворе была замаскированная зенитка. Мама подумала, что это конец, и снова натянула на голову одеяло. Когда шаги затихли, она, отогнув краешек одеяла, увидела на столе кусок сахара. Немец оставил!
Рассказывала, как однажды по радио объявили, что город не удержать, и жителям разрешили брать всё, что есть на складах и в магазинах. Несли, сколько унести могли. А немец не прошёл. И всех обязали вернуть продовольствие. А кто вернёт? И пошла милиция по дворам, отбирая продукты... Плакали те, у кого отбирали, а ещё пуще те, кому пришлось отбирать.
Её рассказав о войне хватило бы на целую книгу.
Мамы не стало, когда ей было 82 года. Она всегда говорила не хлеб, а хлебушек. И ела его просто так. Ни с чем. Просто ХЛЕБУШЕК!
Покойся с миром моя родная мамочка. Мамочка, у которой война отняла детство.
#александрасадовниковашестакова_опусыирассказы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2