"
Очень часто от многих людей приходится слышать жалобы на чрезмерный аппетит. А если быть точнее, речь идёт о том, что человек, якобы, уже и не хо-чет есть, но всё равно ест. Вроде как по привычке. Или же, к примеру, человек считает, что его организму достаточно есть пару фруктов в день, чтобы быть здоровым. А когда его организм требует полноценной пищи, то человеком это расценивается как что-то ненормальное. Не разобравшись до конца в самом себе, не понимая, как на самом деле работает его организм, человек формирует для себя весьма искажённое представление о роли еды, об аппетите и о том, как и для чего откладывается лишний жир. Давайте же попробуем с этим разобраться.
Состояния, при которых возникает на самом деле чрезмерно высокий аппетит, довольно распространены. Однако, не настолько, чтобы каждого полного человека считать патологическим обжорой. Банальная истина, гласящая, что причиной ожирения чаще всего является наш образ жизни, зачастую отодвигается на второй план или же понимается не совсем верно. Понятие «неправильный образ жизни» каждый понимает как-то по-своему. Кто-то считает, что мы употребляем в пищу слишком много «химии», кто-то боится вреда от ГМО, кто-то думает, что все беды от мяса и животной пищи и так далее. Вариантов масса. И, в большинстве своём, эти варианты весьма далеки от реальности. Так почему же мы толстеем, и почему постоянно хотим есть?
В дикой природе животные практически всё своё время посвящают поискам пищи. Особенно остро вопрос добывания пищи стоит у хищных видов. К примеру, волки могут охотиться несколько суток, прежде чем схватят добычу. И как только жертва схвачена, волк наедается как следует. Часть питательных веществ, полученных им с пищей, будет потрачена на жизненно необходимые процессы – на работу органов, на построение клеток и тканей и так далее. Часть же веществ будет отложена про запас. Это необходимо для того, чтобы у волка хватило ресурсов, если вдруг ему снова придётся охотиться не один день. Волчий аппетит и механизмы запасания веществ в виде жира настроены таким образом, чтобы волк мог выживать в таких условиях. В дикой природе вы не встретите животного, страдающего ожирением, поскольку работа его организма подстроена именно под условия его существования, и вес тела колеблется в пределах нормы.
Вернёмся к человеку. Условия жизни в социальной среде с каждым годом становятся всё более комфортными. Мы не страдаем от холода, когда на улице мороз, поскольку в нашем доме работает отопление. Мы не тратим все свои силы на охоту и добычу пищи. Вместо этого нам достаточно дойти до холодильника или, максимум, до ближайшего магазина, в котором мы за один раз можем ку-пить столько еды, сколько ни одному дикому животному и не снилось. Нам не приходится скрываться от тех, кто мог бы охотиться на нас. Но при этом наш аппетит остаётся на таком же уровне, как если бы мы жили в дикой природе. Наш организм эволюционно не успел перестроиться и понять, что теперь в повседневной жизни мы тратим гораздо меньше энергии, чем раньше. Вместо этого, организм требует много пищи, и весь избыток откладывает про запас. Однако, эти запасы нам, по сути, оказываются не нужны. Запасание жира – это механизм, изначально предназначенный для того, чтобы спасти нам жизнь в экстремальных условиях. И наш отменный аппетит – это тоже отнюдь не что-то плохое. Когда есть еда, организм пытается употребить как можно больше, чтобы потом, в случае недостатка пищи, запасённых ресурсов нам бы хватило, чтобы не погибнуть. Как избавиться от лишнего веса? А очень просто: нужно создать условия, при которых темпы запасания жира компенсировались бы его расходованием. Проще говоря, количество употреблённых калорий должно примерно соответствовать количеству расходованных. Тогда мы не будем толстеть. А чтобы похудеть, необходимо, чтобы количество употреблённых калорий было меньше, чем количество расходованных. Тогда организм начнёт расходовать запасённый ранее жир.
Такова общая картина. Аппетит и желание наесться – это отнюдь не плохо. Запасание жира – это не патология. Но дело в том, что наш аппетит и темпы запасания жира были отрегулированы исходя совсем не из тех условий обитания, в которых мы сегодня с вами находимся. Поэтому проблема ожирения в человеческом обществе стоит так остро. Настолько, что многие люди начинают воспринимать свой аппетит как нечто неправильное и неестественное. Отсюда возникают представления о том, что, например, чтобы излечиться от болезней, нужно голодать. Утверждается, что человеку на самом деле не нужна еда, просто его к ней приучили, и теперь ему надо от неё отвыкнуть. Борьба с собственным аппетитом и вкусовыми предпочтениями для многих становится чуть ли ни делом всей жизни. Многочисленные системы питания связывают воздержание от приёма тех или иных продуктов с неким духовным развитием (такой подход можно встретить, например, в сыроедении).
Не вдаваясь в биологию, зададимся следующим вопросом: если организм «на самом деле» не нуждается в животной пище, или же, как утверждают некоторые, не нуждается вообще ни в какой физической еде, то откуда тогда берётся чувство голода? Почему нам приходится силой заставлять себя голодать, чтобы достигнуть некоего «естественного» состояния? В чём же тогда заключается эта естественность, если нам приходится ограничивать себя насильно? Если естественные порывы нашего организма (например, желание наесться) мы считаем неестественными, то что же тогда определяет эту естественность? Что или кто определяет, что для нас естественно, а что – нет? Когда задаёшь все эти вопросы, например, сыроеду, то в ответ можно услышать много разных аргументов. Например, сыроеды (и не только они) считают, что большинство людей просто привыкло есть животную пищу. Но если с детства человека растить на одних фруктах и овощах, то ни о какой животной пище такой человек даже и не задумается. И такой вариант расценивается сыроедами как более естественный.
Другой пример: я задаю вопрос – почему наш организм сам требует мяса? Ведь это же неестественно. И если бы нам на самом деле не нужны были животные продукты, организм бы не требовал их так упорно. На это мне приводят в пример алкоголиков: мол, их организм тоже требует спиртного, но ведь это не значит, что спирт полезен. Да, это верно. Но нормальный аппетит и патологическая тяга к спиртному – это совершенно разные вещи. Механизм протекания у этих процессов разный, хотя они и похожи внешне. А подобное грубое обобщение – это, скорее, чисто философский подход, но никак не биологический. Но, опять же, не вдаваясь в биологию, отметим вот что: аппетит – это врождённое качество организма. Каждый из нас, рождаясь, хочет есть. И, кстати говоря, первым продуктом, которым питается новорожденный, является молоко его матери – то есть продукт именно животного происхождения. Желание употреблять алкоголь – это отнюдь не врождённое качество. Младенец с удовольствием будет пить грудное молоко, но если дать ему попробовать, скажем, водку, он тут же её сплюнет. Молоко мы воспринимаем как нечто вкусное. Алкоголь же, напротив, вызывает отвращение даже у тех, кто им злоупотребляет. Тяга к алкоголю вырабатывается постепенно и является следствием самых разных факторов, в том числе и психологических.
Подведём итог. Итак, во-первых, не стоит бояться своего аппетита и расценивать его как нечто ненормальное. Во-вторых, отказ от животной пищи не является естественным. И в этом можно легко убедиться – достаточно пожить хотя бы неделю в условиях дикой природы. В-третьих, если вы страдаете от избытка веса, не бойтесь садиться на диету. Сегодня стало модным говорить о том, что диета – это плохо и неестественно. Но поймите, что весь тот жир, который у Вас есть, организм накапливал именно для того, чтобы, когда вам вдруг нечего будет есть, начать его расходовать. Снижение веса на диете – это нормальный, вполне естественный процесс, которого не стоит бояться. Не бросайтесь в крайности, не слушайте кого попало, любите себя и худейте с умом!
Подписывайтесь на наш еженедельный электронный журнал "Худеем с умом" - http://protive66.ru/wppage/podpisnaya-forma-zhurnal/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7