Парк им. "Молодой гвардии". Могила 32-х шахтёров.
Объединение разрозненных стихийно возникших патриотически настроенных групп краснодонской молодёжи в мощную подпольную организацию связывают именно с этой датой – чёрным днём сентября 1942 года.
Итак…
После оккупации города Краснодона, начавшейся 20 июля 1942 года, фашисты учинили расправу над Изваринским партизанским отрядом, действовавшим на тот момент в городе. Казалось бы, партизан казнили, противостоять немецкой власти больше некому, оккупанты беспрепятственно устанавливают свои порядки… Но нет! Краснодон продолжает бороться...
С каждым днём гитлеровцы ощущали растущее сопротивление населения и понимали, что большинство коммунистов и комсомольцев, которым не удалось эвакуироваться, являются, если не организаторами, то резервом атифашистского подполья в Краснодоне. В городе начинаются аресты.
Под стражу были взяты начальник шахты А. А. Валько, парторг шахты № 12 С. К. Бесчастный, парторг шахты № 5 С. С. Клюзов, председатель райпотребсоюза В. П. Петров, начальник радиоузла Д. Ш. Дмитрашковский, народный следователь П. М. Миронов, начальник участка комсорг № 5 Петр Зимин, председатель колхоза А. И. Шевырёв, заведующий военным отделом райкома партии Г. Т. Винокуров и другие.
Мы называем эту группу «32 шахтёра», но из выше сказанного следует, что говорить о них, как о «шахтёрах», мы можем только условно. Это были специалисты – партийная и управленческая элита, люди, которым в Краснодоне доверяли власть и руководство городом, стахановцы, активисты, передовики производств. Поэтому, чтобы прояснить ситуацию, постараемся рассказать о каждом из этой группы, поделиться воспоминаниями о них родственников и сослуживцев.
В ночь с 28-го на 29-е сентября 1942 года в обстановке строгой секретности оккупанты вывели арестантов из камер, перед этим приказав собрать все свои вещи и сделав перекличку, и без объяснений увезли в неизвестном направлении.
Местом страшной расправы был выбран городской парк имени Ленинского Комсомола. Людей загнали в ущелье, приготовленное к укрытию техники, руки связали проволокой, многих связали друг с другом и живьём засыпали землей.
Из воспоминаний Антона Андреевича Пучкова, респираторщика 7-го горноспасательного отряда, участвовавшего в поисковой работе, начавшейся сразу же после освобождения города в феврале 1943 года: «…Предполагалось … похоронить их (казнённых – прим.) по русскому обычаю. Однако этого уже нельзя было сделать ... Оказалось, что люди приняли смерть стоя. Так было угодно карателям. Попробовали достать … – не получилось ... И тогда районная комиссия решила установить имена погибших по документам: заявлениям семей и актам комиссий местных советов. Яму мы вновь засыпали, сделали могильный холм…».
Вместе с 26 патриотами, отказавшимися работать на фашистов, в землю были закопаны 6 участников Изваринского партизанского отряда. Впоследствии в братскую могилу, организованную рядом с захоронением, перенесли тела 25 неопознанных советских военнопленных, расстрелянных оккупантами во дворе Краснодонской полиции накануне освобождения города.
В 1947 году на месте казни и захоронения был установлен памятник – серебристая чаша с ниспадающим знаменем скорби, созданный по проекту скульпторов В. Мухина и В. Федченко.
Продолжение следует…
© Музей «Молодая гвардия», 2015.
© Подобная М. В., 2015.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3