В 1920-1930-х годах в предгорном Крыму археологами было открыто множество памятников, характерным признаком которой была лепная лощенная керамика, украшенная врезным орнаментом, иногда с белой инкрустацией. Эти объекты были выделены Г.А. Бонч-Осмоловским в кизил-кобинскую (КК) культуру. Исследования памятников КК культуры в 1940-1950-х гг. проводились в Инкермане в урочище Кизил-Коба, на горе Караул-Оба под Судаком, в пещерах Байдарской долины, Второй гряды Крымских гор, на мысе Троицы, в зоне строительства Симферопольского водохранилища. Одновременно в горном Крыму и на Южном берегу археологи обнаружили характерные захоронения в каменных ящиках. Никто из современных исследователей не сомневался в том, что эти памятники оставлены таврами. Изучение таврских погребальных комплексов в 1940-1950-х гг. началось с Тавро-скифской экспедиции ИИМК АН СССР и Крымского филиала АН СССР под руководством П.Н. Шульца. В ходе археологических исследований накоплено множество артефактов, которые требовали обобщения и интерпретации.
В результате сложились две основные версии. Согласно первой КК культура и культура тавров считались различными. Эту идею отстаивали В.Н. Дьяков и А.А. Щепинский, который в свою очередь связывал представителей КК культуры с киммерийцами, а происхождение тавров возводил к кеми-обинской культуре. Согласно второй версии, кизил-кобинская и таврская культуры считались тождественными. Этой версии сегодня придерживается большинство исследователей.
Подготовлено по материалам третьего тома книги «Исторический атлас культуры Крыма. От Таврики к Крыму через века», автор Андрей Панов.
Проект «От Таврики к Крыму через века» поддержан Фондом президентских грантов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев