Борт доставил грузы и почту. Ту-144 произвёл настоящий фурор в мировой авиации, опередив своего конкурента Concorde.
Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Пилотировали самолёты специально подготовленные экипажи Аэрофлота, в состав которых входили лётчики-испытатели ОКБ Туполева в качестве вторых пилотов, командирами воздушных судов были переученные пилоты Аэрофлота.
Полёты на расстояние 3260 км на высоте 16000 – 18000 м со скоростью 2000 – 2200 км/ч проводились один раз в неделю, в дальнейшем были приняты на борт пассажиры, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек.
Существуют две неофициальные версии, почему из двух городов выбрали Алма-Ату, а не Ташкент, расстояние до которого на 450 км короче. На выбор повлиял возглавлявший в то время Гражданскую авиацию КазССР Николай Кузнецов, дважды Герой Социалистического Труда. Одним из его качеств помимо профессионализма было умение грамотно выбирать людей и добиваться поставленных результатов.
Вторая версия – дружба между генеральным секретарём ЦК КПСС Леонидом Брежневым и первым секретарём ЦК компартии Казахской ССР Динмухамедом Кунаевым. Принимать первый сверхзвуковой пассажирский самолёт у себя в республике было престижно.
"Многие в СССР хотели побывать в Алма-Ате из-за её красоты. К тому времени самолёт, имевший ресурсы достаточной дальности для полётов в Хабаровск, ещё не был готов. Другой, на котором уже стояли новейшие двигатели, мог долететь только до Алма-Аты, Ташкента, Фрунзе (тогда так назывался Бишкек) и Новосибирска. Но выбрали Алма-Ату. Мне кажется, из-за её красоты", – вспоминает инженер по эксплуатации в конструкторском бюро Туполева, хранитель самолёта Ту-144 в Жуковском Алексей Амелюшкин.
Казахстанский пилот Ту-154 считает, что на выбор в первую очередь повлияло географическое расположение Алма-Аты и природные условия.
"Самолёт вылетал из Москвы, набирал высоту 15 км и на этой высоте разгонялся до сверхзвуковой скорости. Ту-144 летел над песками и степями Казахстана. И поэтому выбрали Алма-Ату, чтобы не загрязнять природу. В районе Балхаша он начинал снижение и скорость падала до обычной. География и природа сыграли роль. Хотя, конечно, не секрет, что Брежнев и Кунаев были дружны", – говорит Макаш Абишев, работавший пилотом-инструктором Ту-154 с 1961 по 2000 год.
В момент перехода самолёта на сверхзвук раздавались оглушительные хлопки.
"Если бы он приземлялся в Алма-Ате на сверхзвуке, то в домах ни одного целого стекла не осталось бы. Это звуковой барьер. Самолёт переходил на высоте 10 км на сверхзвуковую скорость, которая периодически сопровождалась громкими щелчками", – добавляет Макаш Абишев.
Если к алматинскому аэропорту в это время подлетали другие самолёты, то Ту-144 давали внеочередную посадку.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев