Верующие православной церкви в этот день чтут память святых апостолов от 70-ти Ераста, Родиона и еще 4-х братьев по вере. Другие названия праздника: «Родион», «Родион Ледолом», «День Ераста», «Крепкий наст».
Ераст, как гласит предание, был учеником святого Павла. Он происходил из знатного рода и занимал должность городского эконома в Коринфе. Впервые об Иисусе Христе святой услышал от Павла. Позже апостолы вместе приезжали в Иерусалим и Ераст служил в местной церкви. Есть также сведения, что он был епископом Панеадским в Палестине и дожил до глубокой старости. Родион был не только учеником святого Павла, но и его родственником, о чем апостол упоминал в послании к римлянам. По преданию, он служил епископом в Патрасе, а во времена Нерона принял мученическую смерть вместе с апостолами Петром и Павлом.
Русские крестьяне в этот день приносили в церковь хлеб и большой кусок соли для освящения, а потом отдавали их скотине — это должно было наделить животных здоровьем. Традиция эта была столь сильна, что даже при приобретении коровы покупатель мог потребовать у бывшего хозяина в придачу к ней кусок хлеба, освященного на Родиона и Ераста.
Вообще, само сочетание хлеба и соли считалось на Руси священным. Хлеб являлся символом богатства и благополучия, а соль выступала в качестве оберега от нечистых сил. Недаром существовала поговорка: «На соль и хлеб супостата нет». Хлебом и солью было принято встречать не только дорогих друзей, но и угощать врагов, чтобы примириться и наладить отношения. Отсюда, кстати, и пошло слово «хлебосольный», т. е. радушный и щедрый дом, хозяин.
К 23 ноября на реках устанавливалось ледовое покрытие, но оно было еще непрочным и могло сломаться под ногами или полозьями саней. Поэтому святого Родиона называли Ледоломом. Говорили также: «Придет Родион — возьмет мужика в полон». Это означало, что преодолеть водные преграды было невозможно ни по льду, ни по воде. Впрочем, крепкий лед должен был появиться уже скоро. «С Ераста жди крепкого наста», — советовали наши предки.
Погода в этот день была непредсказуемой, но редко приятной. «Ераст на все горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу», — подмечали люди. Если в этот день случалось особо сильное ненастье — с дождем, мокрым снегом, сильным ветром, метелью, морозом — нужно было выйти на крыльцо и поклониться зиме, чтобы та не злилась на людей.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев