- ребенок постоянно занимается пересыпанием предметов из одной емкости в другую, высыпает на пол все, что находит в квартире, а также в других местах;
- постоянно переливает воду, от воды невозможно оттащить даже в общественном месте, от луж, фонтанов на улице, плюет, играет с плевками
и другие?
Проблема как в том, что это не нравится родителям, так как напоминает, что ребенок не такой, как другие, привлекает ненужное внимание к самой семье, провоцирует осуждение, неприятие окружающих, на которое родители болезненно реагируют, так и в том, что такие стимуляции могут быть опасны для ребенка или окружающих.
Возникнуть подобные стимуляции могут как способ снять стресс, попытка получить удовольствие, выход из сенсорной перегрузки и др.
Следует понимать, что борьба с ними жесткими методами может не помочь, а, напротив, спровоцировать конфликт, и чаще всего на их место сразу придут другие, которые могут вам понравиться еще меньше.
Важно с самого начала понимать какие из них являются относительно безопасными, приемлемыми, а какие несут прямую угрозу ребенку.
Игры с водой, жевание одежды, пересыпание и другие стимуляции могут являться способом преодолеть свой сенсорный голод, проходят со временем, подменяются совершенно другими или аналогичными (например, жевание одежды можно подменить другой приемлемой стимуляцией области рта, увлечение водой можно перенести в бассейн), либо просто являются безвредными и ничто не мешает, кроме нашего внутреннего неприятия, позволить ребенку под контролем взрослого этим заниматься максимально безопасно.
А можно относительно безопасные стимуляции обратить во благо и использовать их в качестве подкрепителей (пост ниже объясняет, что это такое). Например, если ребенок вообще не выполняет заданий, игнорирует ваши просьбы сделать что-то, просим сделать любое желательное действие (сходить на горшок, убрать игрушки и так далее) или короткое задание, потом идем играть с водой. Увеличиваем продолжительность выполнения задания постепенно, но подкрепляем любимой игрой с водой. Появится навык выполнения задания с помощью подкрепителя, а потом и без помощи подкрепителя. Возможно, эта водная стимуляция очень быстро перестанет быть подкрепителем и сама собой уйдет, чего вы и хотели. Мы же понимаем, что, скорее всего, на ее место придет новая стимуляция.
Если стимуляции приобретают асоциальный и опасный характер, нужно действовать незамедлительно - переключать на безопасные стимуляции (например, привычку биться головой можно попробовать заменить на качания на качелях, лошадках, привычку есть снег на мороженое), подключать специалистов и решать проблему в срочном порядке, а не ждать, когда пройдёт само по себе.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев