#Дединово #Ловцы #Любичи #БелоомутВ трех номерах "Земледельческой газеты" за 1885 год была опубликована статья А. Армфельда "Скотоводство седа Деднова и других промышленных приокских сел Зарайского уезда Рязанской губернии".
Как следует из названия статьи, речь в ней идет о развитии скотоводства в Дединове, Ловцах, Любичах, Белоомуте и отчасти, других, более мелких окрестных селениях. Однако, там приведены некоторые статистические сведения и краткая справка о жизни приокских сел.
Цитата из статьи:
"Села эти чрезвычайно велики, своеобразны и всем складом жизни населения скорее уподобляются городам. Население в них смешанное: кроме поселян, проживает много и не входящих в состав сельских обществ жителей. В Деднове, расположенном на боровых островах по обе стороны Оки, надел на 3092 души состоит лишь из 2172 дес., так что на душу приходится менее ¾ дес., из которых больше половины под усадьбой, остальное под лугами; пашни совсем нет. Кругом на далекое расстояние село окружено поймами, оставшимися у гр. Толстого за наделом в количестве 6 тысяч десятин, которые он сдает в наймы на один укос участками по 40—62 р. за дес., а отавы под нагул волов по 3—7 р. за дес. Село, благодаря промышленному духу населения, занимающегося разнообразными промыслами, процветает и изобилует массою каменных двухэтажных домов, уподобляющих его скорее городу; в селе 981 двор, 6590 жителей, 4 церкви, 2 часовни, 4 школы, 21 лавка, трактиры, постоялые дворы, кожевенный завод, еженедельно по пятницам базары, летняя Казанская ярмарка. Специальность дедновцев — питейная торговля, и большинство работоспособных мужчин уходит в отхожие заработки по этой части, затем значительная также часть жителей занята в торговле сеном, отправляемым в Москву; наконец в Деднове развит сапожный промысел. Из Деднова ежегодно выходит свыше 1⅓ тысяч человек в отхожие промыслы. Благодаря издавнему существованию в Деднове нескольких школ, большинство населения грамотно. Из остатков от общественных сборов составился капитал, хранящийся в коломенском городском банке и достигший еще в 1874 г. уже свыше 11 тыс. руб. Недоимок за дедновцами почти никогда не бывает. Из местных обычаев любопытен способ раздела травы. Каждый год, с наступлением сенокоса, выбираются сходом 4 оценщика, которые вместе с отводчиком лугов разбивают их на части по 4 дес. в каждой, распределяемых затем по жребию. Дедновцы очищают поймы от кустарника и поддерживают для осушки их канавы. Работы производятся сообща, а отсутствующие участвуют денежным сбором. Никто из домохозяев не имеет права свезти траву с лугов до уплаты следующих с него сборов. Большинство дедновцев живет зажиточно, но встречаются и бедняки. Распределение благосостояния крайне неравномерно, и рядом с капиталистами, обитающими в каменных двухэтажных домах и ходящих в тонком сукне, лепятся худые, замазанные, вросшие в землю 6-ти арш. хатки бедняков, оборванных и голодающих. Каждый мало-мальски исправный домохозяин имеет непременно свой сад.
Еще своеобразнее жизненный склад в Ловцах. Это большое село с 521 двором и 3675 жителями, имеющее две церкви, 2 школы, богадельню, 6 лавок и еженедельные базары по воскресеньям. Из 2180 ревизских душ ловецких поселян, большая часть —1570 душ—бывшие государств. крестьяне, получили от своего бывшего помещика еще в 1810 году отпускную и 8000 дес. поемной и усадебной земли, каждый в личную собственность. В 1874 году вся эта земля сосредоточивалась уже в руках 200 владельцев, остальные-же 1370 душ обезземелились, усадьбы раздробились до невозможности. В состав села, в качестве собственников, вошли посторонние лица: купцы, мещане, скупившие землю у крестьян. Всякий собственник владеет усадьбой отдельно, а луговою землею владеют сообща, т. с. каждый год бывает передел лугов и каждый владелец получает по жребию следующее ему число участков. Точно также и пилка дров в лесу производится сообща, а потом дрова делятся по участкам. По снятии травы с лугов, отава сдается сообща (в 1874 г. за 5 тысяч руб.). Распределение благосостояния еще неравномернее, чем в Деднове. Другая часть Ловец, состоящая из общества временнообязанных крестьян, в числе 610 душ, имеющих надел, сверх усадебной оседлости, по ½ дес. пойм на душу, более походит но село и распределение благосостояния между жителями гораздо равномернее.
Общество с. Любичей той-же Ловецкой волости состоит из государственных крестьян собственников, у которых на 1070 душ приходится 4595 дес. земли, в числе которой, кроме усадьб и пойм, до 1000 дес. леса. Из всей этой земли наделом на общем основании владеют лишь 78 душ, остальные-же владеют, землею на правах личной собственности, почему и в Любичах, как и в Ловцах, много безземельных поселян. В Любичах 349 дворов, 2132 жителей, церковь, школа, 9 лавок, 2 постоялых двора. Грамотность в Ловцах и Любичах очень распространена. Безземельные и малоземельные уходят в отхожие заработки, так что из Ловецкой волости, к которой кроме Ловец и Любичей принадлежат еще два небольших селения: Ловецкие Борки и Нудыш, расходится в год до 1600 паспортов. Занимаются жители мелкой торговлей, преимущественно питиями, портняжным и сапожным ремеслами, отправкой сена, водяным промыслом и т. д.
В Верхнем Белоомуте имеется 695 дворов и 4150 жителей, 2 церкви, школа, богадельня, 15 лавок; в Нижнем Белоомуте: 702 двора и 5178 жителей, 2 церкви, школа, 14 лавок, 3 постоялых двора, еженедельный базар по четвергам и три ярмарки: масляницкая, вознесенская и покровская. В Верхнем Белоомуте на 2027 душ земли, преимущественно усадьб и пойм 4968- десятин или без малого кругом по 2½ дес., в Нижнем Белоомуте—на 2859 душ 3929 десятин кругом с небольшим по 1⅓ десятины.
В Нижнем Белоомуте считают среднюю производительность пойм в 150—200 пуд. сена с дес. в один укос, в Ловцах с худших 150 пуд., средних 250 п., лучших 350 п., в Деднове средний укос худших пойм считают в 400 п., лучших в 600 и более пудов сена, и жители уверяют, что отдельные лучшие десятины дают по 800 и даже по 850 пудов сена в один укос."
Из описания Ловец, видно, что первопричиной начала активной купли-продажи земельных участков в этом селе стало более раннее освобождение части крестьян от крепостной зависимости - как известно, владелец части села Рославлев отпустил своих крепостных ещё в 1810-ых годах. Как и говорится в статье, многие участки в Ловцах покупались сторонними лицами (иногородними мещанами, купцами), не проживающими на момент покупки в селе, если судить по объявлениям в газетах периода 30-40-х годов ХIХ века.
Нет комментариев