Примерно в такие же зимние дни в 1794 году был написано известное музыкальное произведение – полонез «Прощание с Родиной». Его автор - человек с драматичной и одновременно счастливой судьбой. Который был и нищим беженцем, и высокопоставленным чиновником.
Немного истории.
С 1772 года Австрия, Пруссия и Российская империя начали делить между собой государство Речь Посполитая (симбиоз Польши, Литвы и Западной Украины). Проще говоря, приступили к обычной военной оккупации. В результате чего они отобрали у неё почти половину территории. Причём, победители держали свои воинские гарнизоны в тех городах, которые официально ещё оставались в составе Речи Посполитой. Тем самым переполнив чашу терпения местного населения.
И вот в такой обстановке на оккупированных территориях начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко.
Михаил Огинский, который на тот момент состоял в должности казначея Великого Княжества Литовского, принял участие в этом восстании. И на все свои личные (а не государственные) деньги снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек.
Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. А девизом его отряда стали слова "Свобода. Стойкость. Независимость".
Восстание под руководством Костюшко и Огинского напоминало действия зверя, загнанного в угол - это был акт последнего, отчаянного, беспримерного мужества. Однако совершенно бесполезного и не имеющего ни малейшей надежды на успех. Силы были слишком неравны.
В октябре 1794 года восстание было подавлено, Речь Посполитая как государство окончательно ликвидировано. Сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михаилу Огинскому после разгрома его отряда удалось бежать. По чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда - в Италию. И поселился в Венеции.
Именно там композитор и написал свой знаменитый полонез.
За годы эмиграции он успел побывать, помимо Италии, также в Турции и Франции. А в 1802 году российский император Александр I амнистировал многих участников восстания Костюшко, в том числе и Огинского.
Композитору было возвращено ранее конфискованное имение Залесье на территории нынешней Белоруссии. И композитор смог вернуться на Родину, с которой он до этого казалось бы навсегда простился.
В 1810 году Михаил Огинский был даже назначен тайным советником и сенатором Российской империи, однако даже высшие государственные должности не могли заглушить в нём тоску по утраченной независимости его Родины.
Огинский понял, что не может видеть, как по его родной земле ходят победители; ему невыносимо было осознавать, что той его Родины, какой она была раньше, уже нет, и больше никогда не будет. И он не мог заставить себя служить победителям, хотя к нему относились очень доброжелательно.
Поэтому в 1817 году композитор отказался от всех государственных должностей и вернулся в своё имение. Затем он жил в Вильно (нынешний Вильнюс) и Варшаве. А в 1822 году его здоровье резко ухудшилось, и он уехал лечиться в Италию. В частности, во Флоренцию. Где и скончался через 11 лет.
В Российской империи его полонез стал одной из самых популярных мелодий. Многие писали тогда, что он стал той музыкой, которая примирила победителей с побеждёнными.
Это великое произведение до сих пор будоражит умы и сердца людей. И вот в чём парадокс такого искусства, как музыка. Она рождает в каждом конкретном человеке свои неповторимые ассоциации. Для автора полонеза это было расставание с его Родиной. Для другого она может напомнить прощание с горячо любимым человеком. А для кого-то и с самой жизнью, улетающей как чайка (см. видео). С подведением её итогов, с воспоминаниями о её тяжёлых и светлых моментах. Такова сила гармонии звука...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Корреспондент местного телевидения города Петропавловск-Камчатский
Герман Горшков провёл такой эксперимент. Он задавал горожанам один и тот же
вопрос:
- Кто написал полонез Огинского?
Почти все ответили «Не знаю» или «Понятия не имею». И только
один мужчина (очевидно, самый образованный), почесав затылок, сказал:
- Вот вертится в голове фамилия… но забыл…
Аналогично обстояло дело и с вопросом «Кто автор марша
Мендельсона?»
Интеллект из нас так и прёт…