Каждый рассказ об этом — разные узоры истории, которые складываются в единую память, хранимую нами. И пока эта память жива, жив и наш дух, дух предков, которые великой ценой подарили нам свободу. Я хотела бы рассказать и о нашей семье.
Мы родом из станицы Роговской Краснодарского края. Мои родители Николай Иванович и Валентина Антоновна Чернявские — дети войны. Это значит, что военное время они застали будучи детьми. Вместо кукол и игр с друзьями — помощь в тылу и поддержка солдат. Так, моего отца не взяли на фронт: ему было всего 14 лет, но он активно работал на тракторе, пахал землю и сеял зерно. Тыл — это не когда кто-то отсиживается от палящего неба. Тыл — это половина победы, это помощь с обеспечением и снабжением наших солдат. Старший брат моего отца Иван Иванович Чернявский воевал на Степном фронте и был минометчиком. К сожалению, в 1942 году он получил ранение и был освобождён от воинской службы.
Был и ещё один брат у отца — маленький Шурик. С ним связана большая трагедия, ведь война не выбирает жертв. Мальчик играл на речке и нашёл гранату… Он подумал, что это конфета, ведь вражеские солдаты завернули ее в красивую блестящую обертку. Он принес ее в дом — хотел угостить не только свою семью, но и соседскую девочку, которая молола кукурузу в этот момент. Когда Шурик развернул «конфету», прогремел взрыв… Погиб он, погибла и невинная гостья, а дедушка, находившийся в комнате, был тяжело ранен в живот.
Эту историю рассказала мне бабушка, Ульяна Марковна Партысь. Страшная трагедия с гранатой не оставила равнодушными даже немцев — хотя, казалось бы, враги. Они в тот момент жили у них на постоялом дворе, и помогли бабушке похоронить Шурика и девочку, а дедушку вылечили: наложили перевязки и дали все необходимые лекарства.
Вот такие человечные оказались немцы…
Моей маме тоже пришлось рано повзрослеть — буквально в 4 года. Ее отец Антон Дементьевич Кумпан был призван на фронт, а в 1943 году пришла повестка о том, что он без вести пропал. За два года до Победы… В их станице были немцы, и бабушку мамы Матрену Николаевну забрали работать на птичник. Моей маме Вале пришлось быть за старшую: ухаживать за больным братом, кормить его и младшую сестричку, которой было 2 года. Запасов не было никаких, и тогда она обратилась к природе — целую неделю моя маленькая мама ходила на речку, собирала корешки и калачики. Она варила их и кормила своих родных. Когда есть совсем стало нечего, мама отважилась и пошла с котелком к немцам, просить еды. Они посмеялись над ней: «Пах! Пах!», пригрозили, что убьют, но все же насыпали ей крупы в котелок. Так этот котелок помог ей прокормиться.
Бабушку привели позже, едва живую, и маме пришлось заботиться и о ней. Она выхаживала мамочку и продолжала помогать семье. После войны родители работали в своей станице, возрождая ее после войны. Папа был бригадиром и в полеводчестве, и в животноводстве. Мама работала в детском садике. Брат папы Иван продолжал работать хлеборобом. После его смерти писатель из Роговской написал стих: «…хоронили крестьяне крестьянина, на руках выносили гроб…». Так любил его простой народ, что увековечил в строчках этих…
Любовь к Родине, к земле, к жизни проявлялась через те дела, тот вклад, что они делали. Бабушка пекла хлеб, готовила обеды и кормила рабочих. Папа позже работал заместителем участкового, начальником опорного пункта «Народная дружина». Он был очень ответственный и добросовестный человек: следил за порядком — чтобы и состояние дорог было хорошее, и дисциплина держалась в организациях, и преступности было меньше. Строгий был, но очень человечный, молодежь воспитывал и всегда людям помогал. Мама работала в аптеке, и к каждому человеку находила подход. Ко всем относилась с открытым сердцем. Всегда очень ухоженная, красивая, все успевала и много-много добра сделала!
Я горжусь своими родителями, бабушками и дедушками. Тяжёлая доля выпала на их судьбу, но война не смогла сломить никого.
Говорят «у войны неженское лицо», а я скажу, что у войны вообще нет лица, потому что много горя она принесла как женщинам, так и мужчинам. Все-таки сильное было поколение у наших бабушек и дедушек, и я храню и чту их память как особую ценную реликвию, которую передаю из поколения в поколение.
Низкий поклон моему Роду, Роду папиному и маминому.
Мирного неба над головой всем нам!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5