Тысячи видеороликов о жертвах школьной травли, миллионы рассказов родителей жертв и самих детей, потоки пролитых слез, нервные срывы, психотравмы, суициды и убийства. Кто-то сумел защитить своего ребенка, а кто-то узнал об издевательствах слишком поздно.
Психологи, эксперты, омбудсмены, специалисты на сайтах противодействия травле — все они сходятся в одном: буллинг — бич нашего времени. Количество подвергшихся психическому и физическому насилию в школе с каждым днем только увеличивается.
Современная психология не может объединить жертв травли в какие-то группы, найти то общее, что отличает этих детей от других. Уже на первых лекциях тренинга Юрия Бурлана можно понять, что подвергаются буллингу не все дети, а обладающие определенными психическими свойствами. Как правило, это кожно-зрительные мальчики.
Красивые, нежные, с девичьим характером, ранимые, впечатлительные. Чуть что — в слезы. Такие дети тяжело адаптируются в обществе, над ними чаще всего издеваются сверстники.
Еще одна группа риска: неуверенные в себе, подавленные, находящиеся в стрессе, битые родителями дети — жертвы. Чем больше непонимание между родителями и ребенком, тем больше вероятность издевательств в школе. И наоборот, родители, которые знают векторальный набор ребенка, понимают особенности его психики и воспитывают в соответствии с этим, обеспечивают своему чаду некий психологический щит, который дает уверенность в общении с одноклассниками.
Кроме того, чаще издеваются над теми, кто сильно отличается: интеллектом, как в худшую, так и в лучшую сторону, телосложением, характером, социальным статусом, даже необычным именем.
Если взрослые всячески стараются выделиться, проявить свою индивидуальность, то дети, напротив, испытывают сильный стресс, если очень выделяются из толпы. Так даже редкое имя может привести к сложным отношениям со сверстниками. Что уж говорить о ситуациях, когда ребенок отличается плохим зрением, низким или высоким ростом, устаревшей, немодной одеждой или гаджетами.
* * *
Большая ошибка считать, что причина травли не в особенностях жертвы, а в особенностях детей, осуществляющих буллинг. В нашем представлении это всегда моральные уроды, агрессоры, недоумки, дети из неблагополучных семей с родителями алкоголиками или наркоманами и никогда не «мой послушный Петечка, такой воспитанный и домашний мальчик, с хорошими оценками».
Школьный класс — архетипичная стая с броуновским движением, хаотичная и необузданная сила. У детей только начинается психическое развитие, превращение из животного в Человека и только от взрослых зависит его направление и психологическая атмосфера в классе, в школе.
Объединяться эта стая может на ощущении неприязни к конкретному ее члену в том случае, если с помощью взрослых (учителей, классного руководителя) не создан настоящий коллектив.
В потрясающей книге «Республика ШКИД» рассказывается, как вчерашние беспризорники, дети улицы, малолетние воры из разрозненных элементов, собранных в одном месте, становятся друзьями, умеющими сопереживать и сочувствовать. Как за короткий срок из социально опасных преступников они превращаются в настоящих людей, способных к взаимодействию и готовых прийти на помощь.
Тема травли объемная, сложная. Вот лишь некоторые шаги для решения проблемы буллинга в классе:
полный текст статьи - https://www.yburlan.ru/biblioteka/bulling-krasivoe-slovo-s-nekrasivym-smyslom
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1