Правительство выносит лозунг сплошной коллективизации на ликвидации кулачества. Недостаток хлеба, интервенция Запада требовало провести это быстро. Скороспешная коллективизация без подготовки и отсутствия кадров привела к неправильному ее проведению. В колхозы стали в буквальном смысле «загонять», что привело к насилию над средним крестьянством, его гонению.
И.В. Сталин вынужден был написать в газетах «Правда» и «Известия» статью «Головокружение от успехов», которая частично исправила положение в стране.
Учащиеся 7-х и выше классов привлекались к агитации по вступлению в колхоз. Я сам был участником в чистке Советского аппарата и коллективизации. Вам покажется, что 14-15-летние дети (учащиеся и студенты техникумов) ничего не могли делать – это не верно. Например, при проверке работы чиновников прокуратуры г. Борисоглебска я и другие ученики 7 класса проверяли под руководством старших ревизоров-коммунистов время прохождения и рассмотрения дел и другую черновую работу. При коллективизации населения были организованы бригады из 5-7 человек, куда входили представители партии, 2-3 человека крестьянина из бедноты и 2-3 ученика или студента. Работали мы так: до обеда подворно обходили несколько хозяйств, беседовали с хозяином и хозяйкой. Убеждали в преимуществе коллективного хозяйства, но неграмотность и отсталость населения сопротивлялись, не шли в колхоз, боясь как это «будут они жить под одним одеялом, общим столом» и т.д. Коллективизация населения шла очень туго, а время не ждало. Стране нужен хлеб, и тогда эти бригады нарушали добровольность, применяли раскулачивание среднего крестьянина. Например, в нашем селе по закону раскулачивания попадали 5-6 хозяйств, а за период коллективизации было раскулачено из 2,5 тысяч хозяйств более 500. Боясь раскулачивания, средний крестьянин вынужден был насильно вступать в колхоз. Читай Шолохова «Поднятая целина» и др. «Тихий Дон» - описанные Шолоховым события совпадают с нашим селом, ибо мы находимся в 180-200 км.
IV. Образование и культура села до 1930-х годов.
Разгром «знаменитой» антоновской банды закончился в 1922 году, и школа с 1917 по 1923 годы не работала. В селе единицы крестьян умели читать и писать. Моя семья не имела этого. Родители были абсолютно неграмотные, но мой отец, служивший в армии в г. Петербурге, понимал значение образования и очень стремился нас выучить.
Моему брату Сергею в 1921 году исполнилось 9 лет. В стране царил голод, нищета. Несмотря на это он и еще десяток крестьян упросили дочь попа (она имела образование учителя) организовать у нее на дому занятия. За ее работу крестьяне платили ей хлебом, картофелем, в чем они в те годы и сами нуждались. Сергей на учебу был туповат, и за два года, которые он ходил к ней, научился азбуке и счету. Причиной такого обучения было и то, что занятия проходили с большими перерывами из-за Гражданской войны и голода.
В 1923 году в сентябре месяце открывается начальная советская школа. Первыми ее учителями были Никитин Михаил Федорович и Кожарин. Школа была открыта в здании бывшей сельской приходской школы. В школе было две классных комнаты, коридор и две маленькие комнаты – учительские. Так как с 1917-го года по 1923 год школа не работала, то возрастной состав был очень разный – от 9 до 15 лет, и мы с братом попали в один класс. Первым нашим учителем стал Михаил Федорович Никитин (по-уличному «постник»), член ВКП (б), строгий, деловой.
Занятия начались без учебников, тетрадей и в холодном помещении. Были очень частые перерывы в учебе, ибо Михаил Федорович занимался делами села, был председателем Комитета бедноты. В классе зимой сидели одевши, с замерзшими чернилами. Учебниками были «Утренние зори», а потом «Вечерние зори», появились они в 1924 году, а потом вместо тетрадей писали между строк старых царских книг. Задачник до 1925 года был старой царской приходской школы.
Большое внимание в обучении Михаил Федорович уделял математике. Помимо программного обучения и задания на дом, он давал сложные задачи на целую неделю, над которыми, я помню, долго работал. Задачи давались с ответом, и поэтому я сидел над ними в свободное время, подгоняя к ответу. Иногда решение их было не стандартное, но они давали повод большому умственному развитию.
Хуже обстояло дело с русским языком. Учебников не было, и поэтому усвоение правил правописания, не знаю, как у других, но у меня было слабое, и поэтому в дальнейшем обучении я много мучился, переживал и отставал от других товарищей в средней школе и даже институте. Несмотря на это, я успешно закончил начальную школу в 1927 году.
По окончании начальной школы Михаил Федорович сказал, что мы первые пионеры культуры в селе и объявил, что кто желает учиться дальше в 5-м классе, то он будет устраивать своего сына и поможет устроить нас.
Семилетка была только в г. Борисоглебске, за 26 км от села, и называлась ФЗС (фабрично-заводская семилетка). Мои детские мысли и не думали всё лето, что меня и других примут в городе. И вот, 28 августа, его сын сообщил, что я принят в 5 класс. О моем поступлении я никому из родителей не говорил, ибо не думал, чтобы меня приняли и знал, что мать и слушать не хотела об обучении. 29 августа мы с отцом рано утром поехали за снопами в поле. Я отцу сообщил, что меня приняли в 5 класс, и я должен явиться в школу 1 сентября. Когда мы приехали домой, отец и говорит матери: «Ванька наш хочет учиться». Мать и руками, и ногами замахала, что «такого маленького я никуда не отдам» ( а я, и в самом деле, был ростом маленьким, не по годам). Я уже раньше писал, что отец наш был прогрессивным человеком, стремился учить детей. Он сказал: «Повезу его, ему надоест, и он убежит домой». Но не тут-то было, Ванька оказался упрямым и, несмотря на одиночество в городе без родителей и тоску по родным местам, город не покинул и начал осваивать гранит науки. В 5 классе из нашего села приехало 8 человек, которые в 1930-м году закончили 7 классов, и в селе появились грамотные люди, как говорили о нас односельчане.
Комментарии 44