Крашенинников Степан Петрович
Очередной выпуск online-рубрики «Старинные и редкие книги» посвящен Степану Петровичу Крашенинникову (1711-1755), одному из замечательных русских ученных первой половины 18 века, автору «Описания земли Камчатки».
Сибирь, а тем более Дальний Восток, считались в первой половине 18 века таинственной, непознанной землей. Не было точных географических карт. Туманными оставались представления о народах, населявших те края. Необозримый русский Восток манил, но его исследование было делом опасным и трудоемким. Требовались самоотверженные герои. Таким героем стал Степан Крашенинников.
Как известно, изначально Императорская Академия наук в Санкт-Петербурге состояла из иностранцев, приглашенных еще Петром 1. Первым русским академиком стал Михаил Ломоносов. А вторым, если не считать поэта Василия Тредиаковского, - Степан Крашенинников. Солдатский сын, он, исключительно благодаря таланту и трудолюбию, сумел стать профессором. Но прежде – практически в одиночку исследовать Камчатку.
Как попал студент-гуманитарий в экспедицию Беринга? Почему 26-летнего Крашенинникова оставили одного на Камчатке? И как случилось, что его останки пролежали четверть века в картонной коробке? Об этом мы расскажем в сегодняшнем выпуске.
В 1732 году по предложению Витуса Беринга Сенат принял решение об отправке Второй Камчатской экспедиции. Грандиозная эпопея требовала не только колоссальных финансовых затрат. Так или иначе, деньги можно было изыскать. Куда сложнее было с кадрами. Это сейчас можно довольно быстро сформировать отряд специалистов из кандидатов и даже докторов наук. А в то время не было научных институтов. Даже ученные по большей части были иностранцами, порой толком не знавшими русский язык.
Именно кадровый голод заставил Сенат и Императорскую Академию наук принять поразительное, как нам сейчас кажется, решение: включить в состав экспедиции нескольких студентов из Славяно-греко-латинской академии. Среди них – Степан Крашенинников.
Перед участниками Второй Камчатской, или, как ее еще называют, Великой Северной, экспедиции стояла грандиозная задача: исследовать арктическое побережье России, огромное пространство к востоку от Урала и даже достичь Америки и остров Японии.
Прежде чем попасть на Камчатку, Крашенинникову предстояло три года провести в Сибири. Но сначала нужно было добраться до нее. Только дорога из столицы империи до Тобольска заняла полгода. Далее - Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск.
По пути участники экспедиции собирали материал – географический, природоведческий и этнографический. Крашенинников неутомим, хорошо ладит с людьми, ему все интересно. Когда выяснилось, что из-за интриг и разногласий внутри большой экспедиции профессора на Камчатку не едут, 26-летний студент оказывается единственным, кого можно отправить туда.
4 октября 1737 года наш герой садится на судно в Охотске, чтобы морем добраться до Камчатки. Спустя несколько часов выясняется, что судно дало течь. Вода прибывает, а у берегов Камчатки штормит. Чтобы спастись, капитан приказывает сбросить за борт балласт. Крашенинников лишается всех личных вещей и записей.
К моменту появления Крашенинникова на полуострове это была неизведанная земля площадью 270 тысяч квадратных километров. На ней уместились бы Германия, Австрия и Швейцария, вместе взятые. Крашенинников описал восточное побережье Камчатки, четыре полуострова, заливы и бухты, и высоко оценил их потенциал для морской торговли и не только.
Он четыре года проведет на полуострове. Исходит его вдоль и поперек, соберет ценнейший материал и напишет международный бестселлер своего времени «Описание земли Камчатки». Книга выйдет спустя пару месяцев после кончины Крашенинникова в возрасте 43 лет от туберкулеза.
Спустя почти десять лет после начала экспедиции Крашенинников вернулся в Санкт-Петербург. Степан Петрович был оставлен при Академии наук, работал в Ботаническом саду. В 1745 году получил звание адъюнкта (в то время это соответствовало званию члена-корреспондента академии) натуральной истории и ботаники. В апреле 1750 года был избран профессором ботаники и натуральной истории. А еще через два месяца - назначен ректором Академического университета и инспектором гимназии при Академии наук.
Работа над основным трудом Крашенинникова шла довольно медленно. Причиной, по-видимому, была материальная необеспеченность Крашенинникова. Обремененный многочисленной семьей, он с трудом сводил концы с концами. В делах Архива Академии наук в фондах Крашенинникова хранятся многочисленные просьбы о выдаче заслуженного жалования, которые не только он, но и Ломоносов и другие академики в то время вымаливали у правительства как милостыню. Полная лишений жизнь Крашенинникова подточила его здоровье, и 25 февраля 1755 года скончался. Последний корректурный лист «Описание земли Камчатки» был подписан им незадолго до смерти.
Тем временем жена ученого Степанида Ивановна, оставшись с шестью детьми, оказалась в бедственном положении, пока Академия наук не выкупила у нее библиотеку мужа. Судя по всему, ректорское жалование и «академические доплаты» в ту пору были скромны.
Да и посмертная судьба Крашенинникова не была спокойной. Его могила была утеряна, когда переносили кладбище у Благовещенской церкви в Петербурге.
В 1963 году при прокладке траншеи ковш экскаватора поднял фрагмент каменной плиты с надписью: «На сем месте погребен Академии наук профессор Степан Петров, сын Крашенинников…». Кости вынули из земли и вроде бы собирались вскоре перезахоронить на территории некрополя Александро-Невской лавры, где покоится Ломоносов. Но сначала решили воссоздать облик Степана Петровича, и это удалось, а потом вышла какая-то странная и досадная заминка. В итоге останки Крашенинникова пролежали в коробке в лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии АН СССР больше четверти века.
В декабре 1986 года на заседании Всесоюзного географического общества, как тогда называлось РГО, было объявлено о том, что окончательно принято решение о захоронении. 26 мая 1988 года Степан Петрович Крашенинников был погребен заново.
Любопытно отметить, что труд Крашенинникова привлек внимание А.С. Пушкина, который за семь дней до своей дуэли с Дантесом подробно его законспектировал и даже начал составлять план статьи о Камчатке.
Вероятно, Пушкин предполагал использовать часть материалов Крашенинникова в своих творческих замыслах.
Фонд редких книг представляет книгу Степана Петровича Крашенинникова «Описание земли Камчатки». Это издание справедливо считается самой первой в истории России научной академической монографией.
Одновременно это и самый первый русский комплексный научный труд: ведь в нем с поразительной полнотой отражены ценнейшие сведения, относящиеся к самым различным наукам – к ботанике, зоологии, лингвистике и истории. По существу эта книга является также и самой первой русской региональной энциклопедией. Причем посвящена она одному из самых необычных регионов нашей страны – Камчатке.
Книга «Описание земли Камчатки» издавалась в 18 веке, в начале 19 века, есть и советское переиздание 1948 года. В 2012 году вышло современное переиздание с первого 18 века.
#центральнаягородскаябиблиотекауфа #октябрьскийрайонуфа #старинныеиредкиекниги #русскаяклассика
#уфакультура #БиблиотекиУфы
https://forms.mkrf.ru/e/2579/xTPLeBU7/?ap_orgcode=030220410 или отсканировав QR-код.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев