ШАЛОМ, ДОРОГИЕ ЕВРЕИ! ГУТ ВОХ! Сегодня 27 Шват 5781!
Пусть ВСЕВЫШНИЙ, БЛАГОСЛОВЕН ОН, защитит нас на всех путях наших, пошлёт свет Торы и Заповедей, мир, радость и процветание в наши дома.
Посвящается!!!
Поднятию святой еврейской души: Реб Боруха бен Давида Йудицкого,
Реб Борух бен Лейб, Рав Бенйомин бен Менахем, Гитл бас Йааков,
аРав Адин Штайнзальц, Реб Шмуэль бен Аарон, Ида бас Павел, Реб Евгений бен Маша
Рефуа Шлема: Реб Лейб бен Хивид, Реб Александр бен Лейба,
Реб Аврум Мордехай Велвел бен Ида, Реб Йааков Йосеф бен Рахель,
Морейну аРав Шмарьяу Йосеф Хаим бен Пеше Мирьям (Каневский),
Морейну Дайан аРав Ханох бен Блимале (Эрентрой), Рав Йосеф Йехиэль бен Лея,
Чайна бас Рейза, Овадья бен Сара и его семья, Ицхак бен Сара и его семья, Зеев Велвел бен Танте, Милла бас Галина.
Мы читаем недельную главу Мишпатим второй книги Торы Шмойс.
Строгий запрет огорчать любого человека. Рав Шимшон Давид Пинкус. https://telegra.ph/Strogij-zapret-ogorchat-lyubogo-cheloveka-02-09 «Не огорчайте ни вдову, ни сироту. Если же будешь кого-то из них огорчать, а он воззовет ко Мне, то Я услышу его жалобу, и, разгневавшись, поражу вас мечом» (Шмот, 22:21-23).
«”Вдову и сироту” – это относится к любому человеку, однако Тора приводит их в пример, поскольку они беспомощны, и часто происходит, что их огорчают» (Раши там).
Принято, что люди очень осторожно относятся к чувствам великих и важных людей (например, большой раввин или богач, или другой уважаемый в народе человек), стараются не огорчать их, обеспечивать им все необходимое и давать все, что они пожелают. Но когда речь идет о простом человеке, тем более – о таком, который презираем в глазах людей, например, бедняк, невежда, человек не очень умный и т. п., то даже когда помогают такому человеку или слушают его, заставляют его ждать и разговаривают с ним кратко.
А ведь насколько важны эти строки Торы, которые учат нас относиться с уважением к любому человеку и не огорчать любого! И более того: чем более человек принижен духом и подавлен – тем более строго Тора говорит о запрете огорчать его, как мы видим из тяжелых наказаний, которые ожидают того, кто нарушит этот запрет.
Как боялись оступиться в этом именно великие люди Израиля, к которым обращались многие! Как глубоки слова мудрецов в трактате Смахот (8:8), о том, что раву Шимону бен Гамлиэлю и раву Ишмаэлю был вынесен смертный приговор, и рав Ишмаэль плакал. Спросил его рав Шимон бен Гамлиэль: «Еще пару шагов – и ты окажешься в уделе праведников, а ты плачешь?» Ответил рав Ишмаэль: «Я плачу о том, что нас казнят, как проливающих кровь или нарушающих Шаббат» (за эти грехи по закону Торы полагается смертная казнь, и хотя приговор был вынесен римлянами, рав Ишмаэль знал, что на самом деле это приговор Небес – прим. пер.) Сказал рав Шимон: «Может быть, ты сидел за трапезой или спал, и к тебе пришла женщина с вопросом, а твой слуга сказал ей, что рав спит. А ведь Тора сказала: “Если будешь кого-то огорчать… поражу вас мечом”».
В Мехильте приводится другая версия ответа: «Может быть, к тебе пришел человек с просьбой рассудить его или ответить на вопрос, а ты задержал его, пока пил свое питье, или надевал обувь, или закутывался в талит, а ведь Тора сказала: “Если будешь огорчать” – неважно, большое огорчение или малое».
Получается, что речь не только о вдове или сироте. Каждый человек, который приходит с вопросом или просьбой, поскольку в этот момент он нуждается в тебе, чувствует себя немного неловко, что ему нужна помощь других, и в этот момент к нему относится закон о вдове и сироте. Так что тот, кто хоть одно лишнее мгновение заставляет его оставаться в этом состоянии неловкости и стыда – рискует своей жизнью!
Именно так вел себя Рамбам, как он писал в своем письме о том, что многие приходили к нему лечиться: «Я выходил к ним, стараясь умилостивить их и успокоить, и просил прощения, что им приходится ждать меня, пока я одну минутку что-то перекушу. А потом я выходил к ним, чтобы лечить их, выписывать рецепты и искать исцеление их болезням, и они входили и выходили до самой ночи. Иногда по вопросам Торы и веры до двух часов ночи или более, рассказывал им, указывал, что делать и разговаривал с ними. Потом я просто падал навзничь на ложе от усталости. Я был настолько уставшим, что даже не мог говорить». cм. там о чудесном благочестии и самопожертвовании великого Рамбама по отношению к простому народу.
А что уж нам сказать – когда мы опережаем в очереди в магазине, стоявшего перед нами ребенка. Или просим ребенка или простого человека выполнить какую-то просьбу или пойти куда-то, что не осмелились бы попросить у другого человека, и понятно, что они выполняют это лишь потому, что им неудобно отказаться? Таких примеров можно найти великое множество.
Однако, если за это такое тяжелое наказание, то мера добра многократно больше, и человек, который осторожно и чутко относится к чувствам ближнего, удостоится длительной и приятной жизни – и он сам, и его семья.
С глубоким уважением и благодарностью, Йосеф Давид.
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ ИСРАЭЛЬ!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев