Продолжаем цикл историй о зарождении гражданской авиации на Дальнем Востоке.
«На другой день мы с механиком и мотористом приехали на аэродром, однако подняться в воздух оказалось не так легко: никак не удавалось запустить мотор при сильном морозе и ветре. Опыта у нас не было, на Севере никто из нас не работал. Десять дней мы бились безуспешно. Пробовали разогреть мотор паяльными лампами, предварительно покрыв его брезентом, но и это не помогло…
Неожиданно Аникин заявил, что он изобрел приспособление для запуска мотора.
Посмотрел я на это «приспособление» и не мог удержаться от смеха. Оно состояло из трех предметов: валяного сапога с отрезанным голенищем, веревки и резинового шнура амортизатора.
Приступили к запуску. На лопасть винта надели валенок, привязав к нему веревку; под веревку пропустили резиновый шнур. За концы его взялись рабочие -- по четыре человека с каждой стороны — и натянули шнур до предела. Другую лопасть винта придерживал рукой механик с таким расчетом, чтобы весь упор приходился на вал мотора. По счету «три» механик толкнул лопасть вниз. От сильной натяжки винт резко повернулся, амортизатор с валенком сорвались с лопасти и с бешеной скоростью пролетели между людьми. Мотор не завелся, но впервые за десять дней дал вспышку. Настроение поднялось, появилась уверенность, что мотор запустим.
— Товарищ пожарный! — крикнул механик. — Брось караулить огнетушитель: видишь не запускается — значит и не загорится. Иди помоги.
Тут подошли еще рабочие — человек двенадцать. Стали тянуть и так усердно, что один конец оборвался и люди упали, а злосчастный сапог угодил пожарному прямо в лицо. Когда он поднялся из снега, мы увидели, что вокруг его левого глаза все почернело.
— Не буду я больше тянуть, ну его к черту! — держась за опухшее лицо, сказал обиженный пожарный, и после паузы с достоинством добавил:
— Пешком скорее дойдешь до Сахалина, чем на вашем аэроплане.
Но мы продолжали работать, подогрели еще раз мотор, принесли ведро кипятку, нагрели в нем бензин для заливки мотора, опять натянули амортизатор, дернули и …мотор пошел!
На следующий день таким же способом запустили мотор, попробовали самолет в воздухе — все было в порядке. Двенадцать дней мы потеряли для того, чтобы запустить его. Фраза пожарного — «Пешком скорее дойдешь!» — стала на аэродроме крылатой. Вскоре мы научились запускать мотор в любой мороз».
Из книги М.В. Водопьянова «На крыльях в Арктику», Москва — 1954 г.
#АвиакомпанияАврора #AuroraAirlines #FlyAurora
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев