Монета с изображением Петра III.
Зато в ноябре 1763 года указом Екатерины II была, наконец, разрешена чеканка особой «сибирской» монеты. Для ее чекана была установлена специальная 25-рублевая (то есть из пуда меди чеканилось мелочи на 25 рублей) стопа и определено шесть номиналов монет: 10, 5, 2, 1 копейка, деньга и полушка с использованием на одной из сторон фрагментов герба Сибирской губернии, границами которой формально и ограничивалось хождение монет.
А ещё через год, 19 октября 1764 года, Сибирская губерния была переименована в Сибирское царство — с генерал-губернаторскими «офисами» в Иркутске и Тобольске — с правом чеканить собственную монету. Теперь «монета сибирская» могла выйти за границы Сибири — как-никак, не губерния какая-то там, а царство. Монета получила хождение во всех российских губерниях и спокойно разменивалась в банках на обычные российские деньги.
Распространенным названием для этих монет стало «собольки» — по изображению соболей на аверсе монеты. Это была самая заметная часть их дизайна — в отличие от остальных монет империи, на «сибирских деньгах» не было профиля императрицы и герба Российской империи. Впрочем, аналогичным образом лик императрицы и двуглавый орёл отсутствовали и на других «региональных» монетах екатерининского времени, в частности, на монетах Таврической губернии, основанной на территории только что завоёванного Крымского ханства, а также на монетах для Грузии, находившейся под протекторатом России, которые печатались на временном Тифлисском монетном дворе. Во всех упомянутых случаях монеты не имели изображения российского герба и содержали не портрет, а лишь вензель императрицы и производились из не самого чистого материала. По сути, это были не столько деньги, сколько предназначенные для хождения на присоединённых к империи территориях денежные суррогаты.
Что касается «собольков», то эти монеты предназначались для расплаты с коренными представителями народов Сибири – за пушнину, рыбу, лес, который поставлялся ко двору. Коренные сибиряки — долгане, самоеды и прочие — никакого денежного обращения не знали, и «сибирские деньги» с симпатичными собольками должны были постепенно вводить эти дикие народы в лоно цивилизации. Это, кстати, одна из самых распространенных версий происхождения «сибирских денег» среди сибирских историков. Но не менее важным было и постепенное изъятие из обращения монеты с профилем покойного мужа Екатерины.
Кстати, «собольки», изготовленные из колыванской меди, были немного легче обычной монеты, что сразу сделало их предметом особого внимания фальшивомонетчиков. В 1775 году правительствующий Сенат рассматривал дело о найденных на Нижнетагильском заводе штемпелях фальшивой сибирской монеты и нескольких монетах, этими штемпелями отчеканенных. К тому времени удалось сделать колыванскую медь более чистой, содержание посторонних примесей в ней снизилось, и последние серии «сибирок» даже удалось привести к так называемой «указной пробе» — государственному стандарту содержания посторонних включений в металлических деньгах.
Оформление сибирской монеты очень интересное. На аверсах всех номиналов изображен вензель императрицы Екатерины Второй в окружении лаврового венка. Под вензелем указаны буквы КМ от словосочетания «Колыванская медь», хотя монетный двор был Сузунский. На реверсе монеты в центре два соболя поддерживают картуш, на котором написан словами номинал и год чеканки монеты цифрами. Над картушем изображена корона. По краю монеты круговая надпись «сибирская монета». Дизайн реверсов полушек упрощен. Гурт у монет шнуровидный (хотя и есть раритетные экземпляры с гуртовой надписью, так называемые «гуртовики»).
В 1781 году специальным указом чеканка сибирских монет была прекращена. Сузунский монетный завод избавился от статуса «временного» и перешел на чекан общероссийской медной монеты по 16-рублевой стопе — отличить её от обычной монеты можно было только по литере «КМ» («колыванская медь»). Ещё через несколько лет чеканка монеты в Сибири и на Урале прекратилась вообще — завод в Сузуне сгорел во время страшного пожара 1847 года, уничтожившего почти весь город, а монетный двор в Екатеринбурге закрыли «за ветхостью». Последние 150 лет (с 1876 года) вся мелкая монета в России чеканится в одном месте — на Санкт-Петербургском монетном дворе.
Комментарии 1