Почти каждый родитель испытывает волнение по поводу влияния компьютера на жизнь его ребенка.
При этом мы должны понимать, что сам компьютер и интернет не являются абсолютно негативным явлением, как, например, алкоголь или курение.
Прежде, чем объявлять «войну» технологиям, давайте посмотрим, а что «он» нам может дать полезного.
Итак, интернет и компьютерные игры:
- способны улучшать память, внимательность и зрение(умение следить за пятью и более объектами одновременно), реакцию, усидчивость и настойчивость в достижении цели, логическое и аналитическое мышление, игры учат быстро принимать решения, некоторые расширяют кругозор;
- дают выплеск сдерживаемой агрессии, которая могла бы стать причиной психосоматических заболеваний или агрессивного поведения;
- учат быстро найти нужную информацию;
позволяют общаться с родственниками и друзьями, которые живут далеко.
Естественно, все эти аспекты могут быть плюсами ТОЛЬКО при умеренном и правильном использовании компьютера.
Теперь разберемся когда начать знакомить ребенка с компьютером.
До 5-6 лет нет никакой необходимости приучать ребенка к компьютеру, родитель это делает только из желания заняться своими делами. Но лучше, конечно, стараться найти иной выход в этой ситуации: дайте ребенку кастрюли, пластмассовые контейнеры с крышками, фасоль и горох (пропылесосить после этой игры не составит большого труда, зато у ребенка будет развиваться мелкая моторика и важные отделы головного мозга). Более старшего ребенка займите собиранием лего, пазлов, включите аудиосказки и дайте порисовать впечатления от них. Интересных занятий великое множество подключите свою фантазию или переймите опыт других мам. Если же вы даете ребенку играть в компьютерные игры до 6-7 лет, пусть даже обучающие, помните, что в этом возрасте ребенок у монитора может проводить не более 20 минут в день без вреда для здоровья. с 7 до 10 лет не более 1,5 часа в день, подростки - 3-4 часа в день, по 45 минут подряд, с перерывами не менее часа. Примерно за 2 часа до сна необходимо прекращать пребывание у компьютера.
И помните, что помимо самого очевидного вреда - ухудшение зрения, долгое пребывание у компьютера так же вызывает болезни позвоночника, дыхательной системы, дерматиты различной сложности, тоннельный синдром кистевого сустава и психологические проблемы.
Когда можно говорить о компьютерной зависимости.
Ее обычно делят на зависимость от компьютерных игр и от Интернета. Второй тип куда более сложный и опасный.
Как распознать у ребенка это просто увлечение или уже зависимость?
- Ребенок не может контролировать время проведенное у компьютера, часто нарушая договоренность;
- Не знает чем заняться, когда нет доступа к гаджету;
Есть сложности коммуникаций (нет друзей, тяжело заводит новые знакомства);
- Ему больше интересно посидеть у компьютера, чем сходить с вами или его друзьями на прогулку, или заняться чем-то другим;
- Даже в перерывах между сеансами игры на компьютере, размышляет о том, что он там сделает;
- Пренебрегает учебой, своим внешним видом, гигиеной и здоровьем;
- Становится раздражительным, когда пытаетесь ограничить его игры или говорите с ним на эту тему;
- Нарушение сна (вскрикивания, частые просыпания, ночные кошмары).
Как помочь ребенку освободиться от зависимости?
Главное, научите ребенка правилам безопасности в интернете:
! никому в Интернете не давать свой домашний адрес и номер телефона;
! непременно рассказать Вам о встрече с человеком, с которым познакомился в сети,
! не участвовать в дебатах явно агрессивного характера.
Если взять и просто резко ограничить игры на компьютере- ребенок почувствует собственное бессилие, а это вызовет агрессию, обиду и еще большее отдаление. Самая главная причина ухода в виртуальную реальность, это недостаточное общение внутри семьи, заниженная самооценка, страх самореализации. По этому самый первый этап - это попытаться наладить более доверительные и близкие отношения с ребенком.
* Попытайтесь заинтересоваться тем, во что играет ваш ребенок, что его увлекает. Попросите обучить Вас этой игре, объяснить что там происходит. Здесь Вы убиваете двух зайцев: становитесь эмоционально ближе с ребенком, что укрепит его доверие к вам и повышаете его самооценку, обучаясь у него и по праву считая его более осведомленным в данном вопросе.
* После этого можете предложить, если это возможно, воссоздать эту игру в реальной жизни. Так, например, я писала тренинговую программу по игре Майнкрафт, где мы строили дома из картонных коробок, создавали героев из перчаток и носков, придумывали амулеты. Дети оказались более изобретательны и выяснили, что играть наяву не менее интересно Плюс мы развивали творческий потенциал, мелкую моторику и креативное мышление.
* Займите ребенка другими делами. Пусть он пылесосит, моет посуду, гладит себе рубашки, стирает носки, копает грядки, чинит стулья. Понятно, что ребенок не будет в восторге от таких предложений, но физические действия заставляют мозг переключаться, что положительно влияет на психику.
* Найдите интересные для него секции. Детям и подросткам важно проживать эмоции телом. Компьютер вызывает сильные эмоции, но не дает разгрузку через телесное выражение, таким образом в теле копится мышечная нереализованная энергия, которая может спровоцировать заболевания как физические, так и психические. Спорт дает возможность выхода этим зажимам.
* Берите его с собой на прогулки, в музеи, театры, сводите в контактный зоопарк, постройте шалаш. Как любая зависимость, компьютер раздражает центр удовольствий в головном мозге и именно на это люди и «подсаживаются». По этому здесь важно не оставлять ребенка в роли пассивного потребителя удовольствий, становясь аниматором для него. А провоцировать ребенка самого находить удовольствие в том, что Вы ему предлагаете.
* Показывайте пример своим поведением. Да, все устают после работы, но если Ваша задача помочь ребенку, придется и Вам потрудиться становясь лучше. Найдите себе интерес вне интернета и телевизора, пусть ребенок видит Вас увлеченным: вышивка, рисунок, декупаж, выжигание, резьба по дереву, множество товаров для легкого творчества есть сейчас в магазинах, вплоть до раскрасок маслом. Это несложные и недорогие хобби не усугубят Вашу усталость, а скорее помогут расслабиться.
Профилактика любого недуга всегда эффективнее, чем его лечение, учите ребенка умеренно пользоваться благами цивилизации. А сами не жалейте времени и сил на поддержание близких доверительных отношений с ребенком, проводите с ним вместе свободное время. Искренне увлеките его за собой в удивительный, потрясающей и захватывающий мир реальной жизни.
Это были общие рекомендации, но бывают ситуации, когда ребенку требуется индивидуальная помощь психолога.
С уважением, Анна Цоколова
http://gia.asou-mo.ru • Проведем диагностику знаний ученика.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев