У Ханса Кристиана Андерсена не было и легкости повествования. Многие его мы сказки мы знаем в варианте изложения советских писателей, которые адаптировали сюжет под восприятие счастливого октябренка и пионера. Оригинальные произведения, большинство из которых активно не тиражировались в нашей стране, полны примеров жестокости, бесперспективной надежды и отчаяния. В его произведениях, как в мерзлой датской луже, он отражал свою реальность и ощущение мира.
Родился Ханс Кристиан в 1805 году и его сознание формировалось в остановке чрезвычайной бедности. Единственной отрадой были сказки отца, которые башмачник Ханс рассказывал своему единственному сыну вечерами. Они помогли Хансу Кристиану, во-первых, начать воспринимать действительность через призму сказки, а во-вторых, породить надежду.
Это было важно, ведь школа, которую он посещал, стала для него настоящим испытанием - насмешки и издевательства сверстников, регулярные физические наказания со стороны учителей. Подобно классическому герою, который, будучи бедным и никому не нужным, в погоне за мечтой становится богатым и знаменитым - Андерсен отправляется покорять столицу.
Ему удалось устроиться петь в хоре, но начал ломаться голос. Затем была неудачная попытка начать заниматься балетом. Полное отсутствие денег привело к тому, что Ханс Кристиан начал заниматься тяжелым физическим трудом, к которому совершенно не был приспособлен. Но в свободное время он писал стихи и серьезные произведения, и ему удалось предложить свое произведение в королевский театр. На этой почве он познакомился с руководителем театра, который взял его на небольшие роли, а главное - ходатайствовал перед королем об оплате обучения Андерсена.
Казалось бы, вот оно - превращение гадкого утенка в лебедя. Но возвращение в школу вернуло всё то, что мучало его во времена учебы в детстве. Более молодые одноклассники издевались над длинным и странным учеником. А жестокий руководитель учебного заведения в полном смысле запугал Ханса Кристиана и остался кошмаром навсегда. Заканчивать обучение пришлось в домашних условиях.
Постепенно произведения Андерсена стали публиковаться и его стали узнавать. Он вошел в список деятелей искусства, поддерживаемых королевской семьей. На полученный грант ему удалось увидеть Европу и путешествия стали неотъемлемой частью его образа жизни на долгие годы.
При этом, этот взрослый мужчина не мог найти ответного чувства в личной жизни. Он влюблялся, неоднократно и сильно. Его внимание приковывали как женщины, так и мужчины, но ни одно из увлечений не переросло в полноценные отношения. Андерсен на всю жизнь останется одиноким человеком, без семьи, без детей.
Более того, детей вообще он очень недолюбливал - сказывались школьные годы, когда на себе он почувствовал "любовь детей", поэтому он старался избегать их общества. Да, сказки писал, но предназначались они в первую очередь взрослым, которые поймут смысл произведения. Даже при подготовке прижизненного памятника - отказался писатель от того, чтобы дети были отражены в монументе - оставил лишь себя одного.
Комментарии 1