В 2025 г. исполняется 250 лет со дня рождения Петра Козьмича Фролова.
В памяти потомков сохраняется добрая память о том, какое наследие оставил Пётр Козьмич.
Гениальный изобретатель, талантливый горный инженер и организатор горнозаводского производства на Алтае.
Путешественник, архитектор, деятель науки и культуры, создатель музеев в Барнауле и Змеиногорске.
Автор и строитель первой чугунно-рельсовой дороги на конной тяге в России.
Начальник Колывано-Воскресенских заводов (1817-1830) и гражданский губернатор Томской губернии в 1822-1830 гг. В апреле 1830 г. Фролов вышел в отставку и уехал в Петербург, но в конце 1831 г. вновь поступил на службу, став членом Правительствующего Сената и принимая участие в решении сложных вопросов.
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР ГОРНОЗАВОДСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
П. К. Фролов сыграл в становлении горнозаводского дела на Алтае важнейшую роль. Он развивал металлургическую технику, механизировал процессы на рудниках. Благодаря этому увеличилась выплавка железа, чугуна, свинца, чеканка монеты. Под его руководством алтайские заводы вышли из кризиса и стали приносить прибыль.
К весне 1804 г. Фролов представил начальнику Колывано-Воскресенских заводов проект доставки руды на судах с малой осадкой собственной конструкции, вмещающих не менее двух тысяч пудов, по Иртышу от Бухтарминских рудников до Усть-Каменогорска, а затем по тракту до Змеиногорска.
С 1805 г. такая перевозка началась. Зa этот проект П. К. Фролов был награждён орденом св. Владимира 4 степени, ему досрочно присвоили звание обербергмейстера (подполковника).
В 1808 г. организовал опытный сплав руды в Барнаул по рекам Алею и Оби.
В 1809 г. П. Фролов по собственному проекту построил чугунно-рельсовую дорогу на конной тяге между Змеиногорским рудником и Змеевским сереброплавильным заводом (проект был разработан в 1806 г.). Это была первая такая дорога в России. Здесь Фролов применил впервые искусственную насыпь и шпалы, к которым крепились рельсы. Для того чтобы дорога была прямой и не «виляла», делались специальные насыпи и впервые в мире был построен железнодорожный мост через реку. Для конных вагонеток П. Фролов даже разработал специальное расписание, которое возчики строго выполняли. Змеиногорская чугунка – первая в мире надземная железнодорожная магистраль.
Большой вклад внёс П. К. Фролов в металлургию, разработав аппаратуру и технологию литья цветных металлов, введя кокс в чёрную металлургию.
Одним из первых в России предложил осуществить постройку пароходов для перевозки грузов.
УЧЁНЫЙ
Как учёный внёс большой вклад в развитие механики и тяжёлого машиностроения для горнодобывающей промышленности.
В области географии был одним из первых исследователей физико-географических и экономических условий Забайкалья, исследователем глубин Байкала.
Пётр Козьмич составил точную и хорошо оформленную карту Оби, Енисея и его притоков «Описание озера Байкала, рек Селенги, Ангары и Тунгузки и плавание по оным» с приложением отлично выполненной «общей карты озеру Байкалу или Святому морю».
За два с половиной года, с мая 1798 г. по октябрь 1800 г., Пётр Козьмич на практике реализовал перевозку свинца водным путем по Ангаре, Енисею, Кети и Оби с двумя сухопутными перегрузками. Фролов составил описание пути, выполнил его подробные карты, на которых также обозначил промеры глубин и полезные ископаемые по пути следования каравана свинца.
В свободное от основного поручения время Пётр Козьмич составил описание всей Нерчинской округи с «подробнейшими замечаниями… о всех горных и заводских действиях» и сведениями «до обитателей тех стран, их нравственности и вообще до физического состояния всего тамошнего края».
Дополняли материалы выполненные Фроловым карта округи, многочисленные чертежи и «рисованные виды рудников и заводов».
За эту работу и за исследование весьма выгодного пути для транспортировки свинца из Нерчинских на Колывано-Воскресенские заводы Фролов был удостоен звания бергмейстера (майора) и от имени императора получил в подарок бриллиантовый перстень
Составил карты Иртыша и его притоков.
В геологию внёс методику вычерчивания карт геологического строения речных берегов и первым вычертил такие карты для всей Ангары и Иртыша на участке между устьями рек Нарым и Шульба.
Основал в Барнауле первую на Алтае магнитную обсерваторию, как называли тогда метеорологические станции, производящие, помимо метеорологических, ещё и магнитные наблюдения.
Коллекции П. Фролова по археологии, зарисовки по зоологии и ботанике актуальны и сегодня. Он поощрял посылку в ботанические сады и музеи других городов ботанических, минералогических и других экспонатов.
Будучи начальником Колывано-Воскресенских заводов, создал коллектив краеведов-исследователей, способствовал изучению флоры и фауны Алтая. К сбору минералогической коллекции и «древностей» привлекал горных офицеров, учителей, библиотекарей, мастеровых.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Построил первые в Западной Сибири типографию и бумагоделательную фабрику.
При нём стала активно развиваться камнерезная промышленность. При Фролове и Лаулине Колыванская фабрика достигла расцвета: с 1822 по 1831 годы выпускалось в среднем 11 изделий в год, тогда как в последующие десятилетия только 4-5. Пётр Козьмич добился создания школы камнерезного и рисовального мастерства при фабрике.
П. К. Фролов начал превращать Барнаул в культурный центр региона. Он лично участвовал в формировании облика города как организатор и архитектор. По его заданию улицы были выпрямлены, город разбит на кварталы. Сам руководил составлением плана застройки Барнаула, новой системы улиц и площадей. Было положено начало ансамблю Демидовской площади. П. Фроловым разработан проект памятника в честь 100-летия Колывано-Воскресенских заводов, находящийся в центре площади. Большой вклад Пётр Козьмич внёс в убранство Димитриевской церкви, подарив ценные картины религиозного содержания.
Прошло более 200 лет, а мы до сих пор любуемся тем «уголком Петербурга», который создал Пётр Козьмич Фролов.
По свидетельству иностранных путешественников, в 1820-х гг. неотъемлемой чертой общественной жизни Барнаула были концерты и театральные представления артистов-любителей из среды горных инженеров и чиновников.
П. Фролов разместил в своём доме ценную коллекцию рукописей на восточных языках, собрание древностей и художественных предметов, небольшую картинную галерею. «Кроме значительного количества картин маслом – в том числе многие принадлежали кисти Рембрандта – меня особенно заинтересовали собрания азиатских достопримечательностей, частично обладавших выдающейся ценностью, – писал Ледебур. – Там было множество монгольских, особенно тибетских, рукописей, а также большое количество персидских». В коллекции были монгольские изображения добрых и злых демонов в виде фантастических звероподобных существ; древние серебряные и иные изделия с барельефами и рисунками, извлечённые из «чудских» и казахских захоронений; китайские произведения искусства и многие другие диковинки.
Основал Краеведческий музей (совместно с доктором Фридрихом Геблером), для которого по его приказу были изготовлены 43 модели станков, машин, механизмов, в том числе модель «огненной машины» И. И. Ползунова.
В краеведческом музее П. К. Фроловым заведена «Книга записей посетителей». Первую сделал в 1829 г. Александр Гумбольдт, выдающийся немецкий учёный-естествоиспытатель и путешественник.
Создал музей горного дела на Алтае, который и сегодня можно посетить в городе Змеиногорске. Здание музея построено в 1823-1825 гг. по распоряжению Петра Козьмича специально для музея.
При нём в Барнауле работал публичный театр и картинная галерея.
Пётр Козьмич был страстным собирателем и знатоком старинных русских книг, картин, других произведений искусства. Часть коллекции подарил музею, казённой заводской библиотеке, а также Димитриевской церкви в г. Барнауле и Императорской публичной библиотеке в г. Санкт-Петербурге.
П. Фролов осуществлял посадки леса как в боровых массивах (на гарях и вырубках), так и на улицах и площадях города Барнаула. При нём в городе появился первый бульвар.
БИБЛИОТЕКАРЬ
С 1801 г. Фролов работал «при Барнаульской чертёжной и библиотеке». В 1806 г. он выполнял обязанности инспектора заводских училищ. Вместе с тем он руководил и библиотечным делом на заводах.
Книгами и картами библиотеки пользовались воспитанники горнозаводских училищ. Часть книжных фондов посылалась на другие заводы и рудники.
Однако Барнаульская библиотека находилась в запущенном состоянии. Выдача книг производилась без всякой записи. Некоторые читатели присваивали себе книги, разрознив этим ряд многотомных изданий, портили книги пометками, вырывали из них рисунки и страницы.
В феврале 1808 г. Фролов подал начальству докладную записку «О упорядочении Барнаульской казённой библиотеки». Он предлагал классифицировать книги по содержанию и по языку, на котором они написаны. Для борьбы с хищением и порчей книг Фролов предложил особые формы контроля.
П. К. Фролов создал оригинальную систему учёта книг, ввёл новые правила работы, очень похожие на те, которыми мы пользуемся и сегодня. Он же ввёл книжный знак «КВЗ» (Колывано-Воскресенские заводы) для библиотечных книг. Книги с такой пометкой есть в библиотеках Сибири, в том числе 12 экземпляров в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В. Я. Шишкова. Все они имеют следующие признаки: круглый штамп «Барнаульская казенная библиот.»; круглый штамп «КВЗ». В каждой книге на разных страницах зачёркнуты в определённом порядке буквы: к, а, з, е, н, н, а, я – «казённая», что означало принадлежность книги к казённому имуществу.
В 1811 г. был переведён в Петербург главным чертёжником департамента горных и соляных дел Министерства финансов, проработал здесь до назначения на должность начальника Колывано-Воскресенских заводов на Алтае в 1817 г.
Во время жительства в Петербурге он часто бывал в Императорской публичной библиотеке, обсуждая различные вопросы, связанные со старинными рукописями – он был известен как знаток древних русских и славянских рукописей. Непосредственного участия в деятельности библиотеки П. Фролов не принимал, так как часто выезжал в различные районы империи. Известно, что он участвовал в обсуждении важного для библиотеки вопроса о каталогизации.
В 1812 г. П. К. Фролов получил звание почётного библиотекаря Императорской публичной библиотеки. «За красивые глаза» такие звания не давали.
В 1817 г. в Императорскую публичную библиотеку Пётр Козьмич передал часть своей обширной коллекции. Это было одно из самых крупных приобретений библиотекой рукописных и книжных редкостей: оно включало 208 старинных рукописных книг и свитков, начиная с XI века, преимущественно на русском и славянском языках, 214 названий книг на различных языках, а также карты, планы и предметы материальной культуры азиатских народов.
Источники:
Виргинский, В. С. Пётр Козьмич Фролов (1775-1839) / Виктор Виргинский. – Текст : электронный. – Москва : Наука, 1968. – 189 с. : ил. – (Научно-биографическая серия / АН СССР). – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public://wWyWF3a4ti2jcsecn0EqzfjMFM6hUmOczrcIpFPzD4lBMuDZaoGePQur4vpV65BFq/J6bpmRyOJonT3VoXnDag==&name=Виргинский В.С. Петр Козьмич Фролов (1775 - 1839). Москва 1968.pdf&nosw=1(дата обращения 19.12. 2024).
Савельев, Н. Я. Сыны Алтая и Отечества : в 2 ч. / Николай Савельев. – Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1985. – Текст : непосредственный.
Т. 1 : Мастера хрустального дела. Филипп Васильевич Стрижков. Козьма Дмитриевич Фролов. Пётр Козьмич Фролов. В старом Салаире. – 1985. – 375 с.
Шилов, Л. А. Фролов Пётр Козьмич / Л. А. Шилов // Сотрудники РНБ – деятели науки и культуры : биографический словарь, т. 1-4. – Текст : электронный // Российская национальная библиотека : сайт. – Раздел сайта «История от Императорской к Российской национальной». – URL: https://nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=386 (дата обращения 20.12. 2024).
https://vesti22.tv/news/tsikl-besed-o-zhizni-i-nasledii-petra-frolova-otkryvaet-radio-rossii-altay/
https://www.ap22.ru/paper/Rezhisser-Evgeniy-Bedarev-rasskazal-ob-uspehah-rossiyskogo-kino-za-poslednie-gody.html
https://akdb22.ru/news/2024/12/25089/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев