135 лет со дня преставления.
Родился Александр Крайнев в деревне Ерденеве Вологодского уезда, близ одного из известных монастырей Русского Севера того времени - Заоникиевской Владимирской мужской пустыни, в 15 верстах от Вологды.
С 15 лет Александр работал землекопом, а когда ему исполнилось 20, женился на бедной деревенской девушке Ольге Соколовой. Молодая семья жила вместе с сестрами мужа, которые невзлюбили новую родственницу...
Постоянные скандалы привели к частым отлучкам Александра на дальние заработки, начались выпивки, которые довели до падучей болезни (бывало, падал наземь и лежал несколько минут без памяти).
Родились два сына - Иван и Петр, но семейная жизнь не ладилась. Прошло лет двадцать прежде, чем Александр увидел, что гибнет он душою и телом, и понял, что жить так нельзя. Загорелось желание в сердце - взять на себя крест и идти за Христом. Решил он оставить дом, семью, надеть вериги и
странствовать по святым местам, собирая пожертвования на украшения бедных храмов.
В одну из летних страдных ночей, когда вся деревня спала крепким сном,
Александр Михайлович, помолившись и осенив иконой Божией Матери «Утоли моя печали» жену и детей, отправился в сторону Москвы.
В начале сентября перед митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) предстал сухощавый странник среднего роста, со смуглым лицом, черными волосами, в довольно поношенном крестьянском зипуне. Он был похож на нищего, прошедшего не одну сотню верст. Александр испросил у митрополита благословения на странничество и ношение вериг. Владыка митрополит предупредил странника о том, что подвиг, на который Вологжанин отважился, потребует от него долготерпения и кротости. Падая в ноги митрополиту, странник обещал стараться пребывать в кротости и нести крест терпеливо и испросил молитв о рабе Божьем Александре.
В день своего Ангела, 22 октября (4 ноября по новому стилю) Александр Крайнев надел на себя вериги весом 1 пуд 3 фунта. Изготовил вериги в селе Волокославине Кирилловского уезда кузнец Маркел Матвеев.
Познакомились Александр и Маркел в Новгороде, куда пришли на поклонение древним святыням. Александр начал свои странствия по свету: Киев, Москва, Петербург, Почаев, Вологда, Ростов, Кавказ, Иерусалим, Соловки, Афон... И в зной, и в холод, голодный, почти босой и нагой, перенося насмешки, лишения, болезни, ругательства, а порой и побои, нёс свой крест Александрушка (так прозвали в народе странника из-под Вологды).
Всегда и во всем он старался проявить незлобие и почтительность, кротость и смирение. Тем, кто просил помолиться за них, отвечал: «Где мне Богу молиться за других? Вы помолитесь за дурачка
Александрушку». Когда предложили ему в Заоникиевской пустыни Вологодского уезда принять монашество, он отвечал: «Недостоин дурачок ангельского чина». Простыми беседами от всего сердца он многих исправлял. Ясный и проникающий в душу взгляд блаженного невольно
внушал к нему уважение, как к истинному рабу Божию. Бывало, уговаривал он пьяницу: «Брат мой, родимый мой, я тебе в ножки поклонюсь, ради Христа не пей ты вина!» И кланялся.
Много трудов положил странник Александр на благоустройство бедных
храмов на Руси, особенно замечательна его забота о вологодских церквях: Николаевской Возимской, Николаевской Харитоновской, Николаевской Ламанской, Илатовской Иоанно-Предтеченской, Димитриевской Раменской, Василия Великого на Едке (прихожанином которой он был прежде) и Заоникиевской пустыни. Где исправит иконостас, а где и новый сделает, крышу на храме обновит, колокол приобретет, церковную утварь пожертвует.
Помогали ему охотно в этом и бедные со своими грошами и копейками, и богатые пожертвователи. Никто не отказывал, когда Александрушка, стоя с обнаженной головой на церковной паперти, обращался к проходящим с просьбой о лепте на Божий храм.
Изнуряя тело веригами, терпя лишения, находясь в посте и молитве, совершая добрые дела, стяжал простой вологодский крестьянин изумительный дар прозорливости. Предсказания большей частью выражал намеками вроде загадок. Сохранились свидетельства жителей Санкт-Петербурга, где Александрушка был прихожанином храма Спаса на Сенной. Так, зайдя в гости к Акилине Михайловой, он предсказал: «Будет у тебя, сестра, новый гроб в девятый день по Рождеству». Акилина было тогда беременной. Перед Покровом она родила сына Алексея, но на девятый день после Рождества похоронила младенца.
Два месяца в 1875 году Александрушка провёл у себя на родине. В деревне
думали, что странник вернулся навсегда, но выяснилось, что он пришел повидаться со своей женой перед её кончиной. Заболев, Ольга попросила прощения у супруга: «Прости меня, что я роптала на тебя, когда ты ушел в странствие. Помолись, родимый, о моей грешной душе». На что Александр, прослезившись, ответил: «И ты меня прости, моя горемыка, не красна твоя жизнь была, много горя ты вытерпела в своем одиночестве». И на другой день, 28 декабря, Ольга Ивановна мирно скончалась.
Придя в Петербург, Александрушка обратился к одной из своих попечительниц, с просьбой сшить ему рубаху на смерть: «К тебе, сестра, приду умирать».
Так и случилось в 1889 году, когда Александр Михайлович заболел и уже больным был перевезен, действительно, к той самой женщине, которой за 15 лет до того говорил о своей смерти. Во время болезни никто не слыхал от него ни одного стона, ни жалобы. Тем, кто выражал соболезнование, блаженный говорил: «Не скорби, брат, обо мне, на то воля Божья». На смертном одре часто повторял молитву: «Верую, Господи, и исповедую»... После соборования и причастия за 5 дней до смерти Александр Михайлович лишился сознания. Лежа с закрытыми глазами, он казался умершим, только по временам хрипение в груди давало знать, что он ещё жив. Наконец, 10 декабря (23 декабря по новому стилю) в 12 часов дня он предал Богу праведную душу, окончив свои многотрудные земные подвиги.
Казалось, что Александр Михайлович не умер, а только уснул, так светло и весело было лицо его.
12 декабря 1889 года была запружена народом вся Сенная площадь до Спасской церкви. Около 20 тысяч петербуржцев провожали А. М. Крайнева в последний путь, были даже приехавшие из Москвы, Новгорода, Пскова, Кронштадта и других мест.
Простой деревянный гроб несли на руках до Митрофаниевского кладбища. Росла толпа желающих хотя бы рукой коснуться гроба странника. В два часа дня тело блаженного странника было предано земле.
Ещё при жизни Александрушки петербургский купец Иван Игнатович Дмитриев оценил подвиги странника и завещал отдельное место для него на участке своих семейных захоронений на Митрофаниевском кладбище.
В ведомости кладбищенской церкви святого Митрофана Воронежского за 1889 год под № 98 имелась следующая запись: «Умер 10 декабря и погребен 12, Александр Михайлович Крайнев, крестьянин Вологодской губернии и уезда, деревни Ерденево (странник), 71 года, от старческого изнурения».
Позже над его могилой благочестивые почитатели выстроили часовню. Внутри нее поставлен был крест, у которого теплилась неугасимая лампада. Висевшая рядом кружка, как и во времена земной жизни странника,
наполнялась пожертвованиями. Здесь можно бьшо видеть бедных старушек
и нарядных дам, простых мужиков и знатных вельмож. У кого горе или нужда, болезнь или скорбь, тот шел на могилу странника помолиться, проникнуться здесь, у тихой пристани земного упокоения, кротостью, смирением, терпением, любовью к Богу и ближним. И страждущий получал мир в душе, облегчение на сердце...
Около часовни всегда ворковало много голубей. Странник любил Божьих пташек, и богомольцы, памятуя об этом, приносили для них зерна.
В 1927 году властями было принято решение «о немедленном закрытии Митрофаниевского кладбища». Спустя два года были закрыты и снесены четыре кладбищенских храма и три часовни, среди них и часовня на могиле странника Александра Крайнева. После разрушения храмов на Митрофаниевском кладбище исчезли и книги, где велись записи о многочисленных чудесах по молитвам странника и на его могиле.
В 1930 - 1950-х годах были разрушены все надгробия некрополя. В 1980 - 1990-х гг. на месте могилы странника располагались склады фирмы «Интурист», затем - свалка мусора, листьев, грунта.
Петербуржские издания в 1990 - 2000 годы не раз писали о вологодском страннике. Была создана инициативная группа по возрождению прихода церкви святителя Митрофана Воронежского.
С 2006 года на месте погребения странника Александра Крайнева совершается его заупокойное поминовение.
В 2010 году на месте могилы Александра Михайловича был установлен поклонный крест по благословению протоиерея Владимира Сорокина.
В октябре 2012 года при уборке мусора и верхних слоев грунта на бывшем Митрофаниевском кладбище была обнаружена стена склепа некогда почитаемого в России блаженного странника.
Много подвижников благочестия дала наша святая вологодская земля! Стяжавшего себе славу великими духовными подвигами блаженного странника Александра Крайнева помнят и почитают в северной столице.
А на месте деревни Ерденева осталось поле, засеваемое летом пшеницей,
да тополь в три обхвата, который не могли выкорчевать при распашке поля. Это как напоминание о страннике, жившем здесь со своей семьей в середине позапрошлого века в бедненькой хатке с одним окошком на самом краю деревни...
Елена Любимова
http://makeevdon.narod.ru/pages/blagov/nemos.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6