Сегодня, 1 июля 2019 года, ветераны боевых действий Перми в 19.00 встретятся у памятника "Разорванное братство", а на нашей странице в группах "Сила в братстве - 59" мы снова предлагаем ознакомиться с очередным трудом пермского журналиста Елены Савельевой. Сегодня речь о ветеране боевых действий, активном участнике "Боевого братства", пермяке Александре Удникове.
САША, КАКОЙ ТЫ СТАЛ МИРНЫЙ!
Эта беседа получилась совсем не такой, как планировалась. Нужно было сделать очерк о войне, а вышел разговор о жизни. О жизни, детях и мечте. Александр Николаевич Удников, наверное, один из самых необычных директоров общеобразовательных школ. Директор, прошедший
войну.
Александр Удников – офицер спецподразделений ВВ МВД РФ, кавалер ордена Мужества, ветеран боевых действий в Чечне, «краповый берет», директор МАОУ «СОШ № 136» г. Перми.
ВСЁ НАЧАЛОСЬ С «ГРОЗЫ»
Как случилось, что Вы, имея большой боевой опыт, вдруг стали директором обычной, ничем не примечательной пермской школы?
– Демобилизовался, работал помощником депутата городской думы. Нужна была отдушина – военная. И мне предложили вести занятия в военно-историческом клубе. Согласился не сразу: когда занимаешься с совершеннолетними, с солдатами, бойцами, то понимаешь, чего они
хотят от тебя. И чего ты хочешь от них. А от детей не ожидаешь такой отдачи. Первые занятия мы приглядывались: им было интересно посмотреть на меня, а мне – на них. Потом я увидел, как горят у них глаза, и всё – затянуло. Отзанимался в клубе год, тренировались
каждый день. Затем предложили возглавить учебное заведение. Это было неожиданно, и опять согласился не сразу. Но вот уже восемь лет директорствую.
Что стало самом неожиданным в работе с детьми?
– Наверное, то, что я не могу отдавать приказы. Дети часто воспринимают приказы в штыки. Их можно только просить. Зато, когда у ребенка горят глаза, когда ему интересно, - не остановишь. И в этом дети очень сходны со спецназовцами, главный девиз которых: «Победи себя, и ты станешь непобедимым». В спецназе все совершенствуются, развиваются каждый день – не из-под палки, а по собственному желанию хотят стать лучше, быть лучшим из лучших. Это такой здоровый фанатизм. Дети – также. Когда они увлечены, они развиваются каждую минуту и стремятся стать лучше и лучше. В «Грозу» ведь приходят не только физически выносливые. Те, кто по здоровью не может брать большие нагрузки, занимаются изучением военной истории, оружия. Мы всегда смотрим по данным ребенка, по его интересам. Кто-то хороший стрелок. Кто-то приходит, чтобы научиться медицине. Может быть, ребенок просто хороший хозяйственник. А кому-то интересны наши лесные вылазки – туристические, когда ребята живут неделю в лесу. Учатся разбивать лагерь, готовить и даже обороняться: нападение на лагерь, которое обычно проводят старшие товарищи, - самое долгожданное событие для ребят.
ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?
Вы рассказываете детям о войне?
– Нет. И вообще рассказываю далеко не все, что знаю. Ни к чему им это. Я регулярно выхожу на Уроки Мужества к классам, начиная с 4-го и старше. Но рассказываю не о войне, а о жизни. О том, что такое ценности. У меня в их возрасте была мечта – заработать берет. Даже не
краповый, а просто – берет. Это была цель – недостижимая тогда для меня. И пришлось очень много работать над собой, тренироваться, изучать, постоянно совершенствоваться.
Какие вопросы на Уроках Мужества Вам не по душе, ставят в тупик?
– На любой вопрос можно ответить. Тяжело, когда в упор спрашивают про войну. Тяжело рассказывать. Лучше говорить о жизни, что в ней значимо. Для кого-то важен в жизни статус – машина, квартира. А для меня было важно, и сейчас важно – человеческая жизнь. Живые мои
солдаты вокруг. Патроны, вода и кусок хлеба.
Наверное, на войне вода кажется особо вкусной?
– Там и хлеб очень вкусный, когда его нет. Самый, наверное, вкусный хлеб, который я ел в своей жизни, был испечен моим солдатом в Грозном – из муки и воды. Мы тогда как раз взяли дом. Там ничего не работало, конечно, и вот на костре солдат испек лепешки. Больше ничего не было, не было даже воды напиться, надо было идти за ней наверх, в гору. А сил не было даже унести раненых, они провели с нами всю ночь.
О чем еще Вы рассказываете детям?
– О Родине. Первое, что спрашиваю на уроках: что такое Родина? Говорят: страна, где родился, где живешь. Но никто не говорит, что Родина – это твоя семья. Семья – это то место, где тебя будут ждать любого.
ГЛАВНОЕ – НЕ НА ВОЙНЕ
Помогает ли Вам боевой опыт в руководстве обычной детской школой?
– Боевой опыт больше дает морально. Когда видишь перед собой какую-то задачу, которая кажется тебе невыполнимой, вспоминаешь то, что ты прошел, и задача быстро решается. И плюс служба в спецназе это все равно – это такой огромнейший опыт жизни. Это сила воли, дух, который в тебя закладывается – через не могу, побеждая себя, побеждая лень. Также учу и детей. Ты выполняешь определенную работу для достижения какой-то цели. Причем важной цели. Когда нужно выложиться полностью. Когда ты знаешь в какой тебе еще есть запас сил,
какая прочность – сил особенно моральных. Волевые качества помогают. А боевые действия – это, наверное, прежде всего, опыт принятия решений. Причем быстрых решений.
Да и школа наша среднеобразовательная имеет особый упор – военно-патриотический. Департаментом образования мы признаны как центр военно-патриотического воспитания. Для среднего и старшего звена – «Гроза», для младших «Юнармия», каждый класс имеет свою
направленность. Есть полицейское направление, которое курируется ГУВД Пермского края – это большой плюс и для родителей, и для детей в определении будущей профессии. Есть десантники, пожарные, планируем МЧС – у каждого такого класса свое, отдельное направление. Хочется развить это, сделать школу большим центром патриотического воспитания, чтобы всё это продолжалось, росло, крепло.
А как у Вас с личным временем? Когда встаете? Сколько часов проводите в школе?
– Встаю в 5-45 – по привычке с военного института. А в школе – с 9 утра и до 9 вечера. Ведь, помимо обычной нагрузки, есть еще общественная. «Гроза» - это же не только военно-спортивный клуб, туда входит несколько организаций, включая страйкбольные клубы, лагери, к которым тоже требуется подготовка. Пишем гранты, участвуем в конкурсах. И чтобы заниматься «Юнармией» требуется много времени. Эта работа общественная, в общественной организации, она не оплачивается. Этим, как правило, я занимаюсь после 18-00.
К тому же в «Грозе» занятия идут обычно с 17-00 до 20-00.
Жена дома не ругается, что Вас по 12 часов нет дома?
– Главное – не на войне. Хотя, конечно, хочется больше времени проводить с семьей, с детьми. Работа с ребятами вообще увлекает. Друзья, когда приезжают, говорят: «Саша, какой ты стал мирный и добрый». С детьми, действительно, становишься вечно молодым. Мы всегда
на одной волне. Директор школы должен понимать, что сейчас нужно детям, чем они интересуются, самому интересоваться этим и потом уже предлагать свой опыт.
НАГРАДА МАТЕРЯМ
Вы продолжаете общаться с ветеранами?
– Конечно. И недавно мы провели мероприятие, которое, возможно, было первым таким не только в Перми, но и в стране. У меня есть очень хороший друг – подполковник Вячеслав Журавлев, который отдал жизнь службе в спецподразделениях, сначала служил в «Витязе»,
затем – в «Медведе», организовал клуб «Мужество». И нам пришла идея: всегда отмечают солдат, поздравляют, награждают, но никогда – матерей. У каждого из нас были свои друзья и подчиненные, которые прошли с нами этот нелегкий труд, военную тропу. И не сейчас с нами,
кто-то «ушел» там, кто-то уже здесь – от ранений. А матери это всё переживают.
Мы разработали общественную медаль, чтобы отметить мам. Нашу инициативу поддержал и депутат Законодательного собрания, командир пермского СОБРа, полковник Яшкин Сергей Леонидович – герой России. Провели мероприятие 14 июня, приурочили к Дню России, на базе
школы, где вручили награждение, подписанное Военкомом. Отметили мам и постарались сделать мероприятие не торжественно-официальным, а теплым, душевным. Ветераны пели старые песни, мамы пообщались, выступали ребята.
Детям тоже это очень важно видеть, знать. Это воспитывает, помогает понять многое в жизни. «Гроза» принимает участие, наверное, практически во всех военно-патриотических праздниках города. Большую радость получаешь не от того, что твоих ребят показали по ТВ
или написали про них в СМИ, а от того что ребенок принял участие. И потом вспоминает: «А мы вот с этим героем встречались, я его знаю. А вот на этом мероприятии мы тоже были».
Особенно приятно, когда с выпускниками «Грозы» встречаешься, и они помнят это. Когда наши выпускники связывают свою жизнь с военным делом, со службой Отечеству.
Понимаешь, что ты жизнь прожил не зря.
И на душе приятный отпечаток, который перечеркивает все то негативное, что было до этого.
Перечеркивает войну.
Автор статьи - Е.Савельева.
Фото - из личного архива А.Удникова.
Подготовка публикации - И.Вакилич.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1